Об опыте использования систем "ИЛС" на легкомоторной авиации
Взлётная полоса

Авиапром

Комплект литературы по самолёту Як-18Т

Об опыте использования систем "ИЛС"
на легкомоторной авиации

Н.В.Хвостов - директор аэроклуба "Чайка"

Выступление на Лётно-технической конференции
по опыту лётной и технической эксплуатации самолёта Як-18Т
(22 - 23 декабря 1998 г.)

Мне предложено поделиться с вами пусть небольшим, но опытом по использованию систем "ИЛС" на самолёте ЯК-18Т.

В качестве небольшой преамбулы хочу сказать, что работая в аэроклубе ЛИИ, в 1986 году согласно распоряжению Совмина СССР на наш аэроклуб получил из Сасовского училища ГА два самолёта Як-18Т.

В то время я работал начальником этого аэроклуба, и у меня был заместитель - Ларченков Михаил Алексеевич, человек очень энергичный и неугомонный. Вот его и осенило - поставить ИЛС на Як-18Т. Но в 1986 году это сделать было сложно практически, и только благодаря элитности аэроклуба ЛИИ и энергичности Ларченкова М.А. на авиаремзаводе в Актюбинске с огромным трудом (для наглядности скажу, что не было в стране документов по установке посадочной системы "ОСЬ-1М" на самолёт Як-18Т) был оборудован самолёт. Радости нашей не было границ, потому что вся процедура длилась 8 месяцев.

Почему мы пошли на это? Во-первых, у нас была возможность дальнейших тренировок, так как в ЛИИ есть посадочный комплекс. Во-вторых, мы планировали увеличить количество маршрутных полётов и перелётов, а для большей регулярности нужно было поднять минимум, что проще всего было сделать, имея ИЛС на борту, ну и в-третьих, мы в дальнейшем планировали часть лётчиков аэроклуба переучить на самолёты Ан-26.

Скажу далее, что сам процесс подготовки к полётам по системе и непосредственно выполнение полётов у лётного состава сложностей не вызывал. Конечно, мы брали наиболее подготовленных лётчиков, хотя в то время у нас не было "менее подготовленных".

Учитывая абсолютную близость аэродромов Мячково и Раменское, а также и то, что раньше не нужно было платить за пользование системой посадки, 4 лётчика мы ввели очень быстро. Но в дальнейшем, к нашему сожалению, эти навыки при выполнении маршрутных полётов не пригодились, так как очень малое число аэропортов были оборудованы курсоглиссадной системой посадки, так что форму держать приходилось только за счёт тренировок.

Зато когда эти лётчики, и я в том числе, переучились на Ан-30, то при выполнении тренировок по ИЛС проблем не было. Вернее, они были, но скорее связанные с разнотипностью самолётов, всё-таки большая полётная масса, другая управляемость, большая инертность при маневрировании.

Примерно то же положение, когда с "Жигулей" садишься на МАЗ, вроде и умеешь ездить, да как-то не так, а потом вроде и ничего.

Думаю, что ничего новаторского в нашем решении не было, во всём мире стараются максимально использовать тренажёры, лёгкие самолёты и планера для сокращения времени обучения на сложной и дорогой технике.

В качестве положительных эмоций могу сказать, что когда самолёт, оборудованный ИЛС, попал за границу, восторгам с той стороны не было границ.

И в заключение, пользуясь этой высокой трибуной, хочу сказать, что самолёт Як-18Т далеко не сказал своё последнее слово, по мнению западных специалистов, с которыми мне приходилось общаться, и сегодня этот самолёт является актуальным, решить бы две проблемы: ресурс и приборное оборудование.


АвиаТОП Яндекс цитирования Экстремальный портал VVV.RU
SmazLOG

Сайт находится в каталоге Апорт
Rambler's Top100

Hosted by uCoz