За период испытаний мною было выполнено 11 полетов на высоте до 2750 м. В этих были полетах были выполнены все основные фигуры пилотажа, штопор до 4, 5 витков, перевернутый полет и пикирование до скорости 260 км/ч.
Пилотажные качества планера оставляют весьма хорошее впечатление.
Основным достоинством планера является его хорошая аэродинамика, сравнительная простота управления, четкость выполнения фигур пилотажа и хорошие противоштопорные свойства.
По сравнению с другими планерами того же назначения, на которых я летал/Г-9, ПАИ-6/, пилотажные качества планера ВА-3 я считаю наилучшими.
Хорошие противоштопорные качества машины позволяют летчику уверенно выполнять пилотаж, так как при случайном срыве в штопор машина может быть всегда легко выведена из штопора с небольшой потерей высоты.
В перевернутом полете на различных скоростях планер вполне устойчив и хорошо управляем. Однако крепление привязных ремней не предотвращает зависания летчика в перевернутом полете. При пикировании до скорости 260 км/ч машина идет плавно,хорошо сохраняя угол пикирования. Никаких вибраций конструкции при этом не возникает.
Я считаю, что планер ВА-3 удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к рекордно-тренировочному планеру. Считаю, что необходимо повысить поперечную управляемость планера, изменить конструкцию кабины и привязных ремней, чтобы предотвратить зависание и создать более наклонное положение летчика, так как в таком положении летчик будет легче переносить перегрузки.
Также считаю необходимым произвести проверочный расчет на обратный пилотаж и, если потребуется,усиление конструкции.
В этом случае планер может быть использован как акробатическая машина.
ВЕДУЩИЙ ЛЕТЧИК
спортсмен-планерист
3-го МГАК_____________________________________________________________________________________В. В. Иванов.