|
Авиапром |
|
Дорогие друзья! На нашей очередной отчётно-выборной конференции мы не только подведём итоги работы нашей организации за отчётный период, а также за 20-летний период нашей деятельности, но и дадим оценку деятельности Совета и правления, определим перспективы, наметим цели, проведём перевыборы руководящих органов Федерации любителей авиации России. В истории современной России Федерация любителей авиации России занимает достойное место и развивается вместе со страной и обществом. ФЛА России - полнокровная действующая организация с постоянно растущим количеством членов и воздушных судов и с широкими перспективами. Хотелось бы остановиться на пути развития и становления нашей организации. На первом этапе становления мы видели, с каким энтузиазмом и воодушевлением конструкторы, инженеры, пилоты создавали, восстанавливали и эксплуатировали авиационную технику. В то время ни одно из авиационных ведомств, кроме Минавиапрома, не обратило внимания на зарождающуюся частную авиацию. При отсутствии законодательной базы руководители Авиационной промышленности выпустили ряд документов, позволявших конструировать, создавать и летать на летательных аппаратах любительской постройки. Эти документы были согласованы со всеми ведомствыами и настолько грамотно и разумно сделаны, что Любительская авиация благополучно развивалась и летала более 20-ти лет. Общественная организация "Федерация любителей авиации СССР" - ФЛА СССР учреждена 17 декабря 1988 года пилотами-любителями, самодеятельными конструкторами, энтузиастами авиации и при активном содействии авиационных конструкторов, инженеров и лётчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности СССР.
В 1993 году учреждена и зарегистрирована в Минюсте РФ - ФЛА России, как преемник ФЛА СССР. В 1998 году решением очередной Конференции Федерации утверждён Устав ФЛА России с изменениями и дополнениями. В 2003 году решением Конференции ФЛА России утверждён Устав ФЛА России с изменениями и дополнениями. С 1998 года Президентом ФЛА России избирается Заслуженный лётчик-испытатель СССР Заболотский Виктор Васильевич.
Слёты1983 и 1984 годы. Первый и второй Смотры-конкурсы самодельных летательных аппаратов (СЛА) - Смотры-конкурсы СЛА - в Крыму. Организуют эти Смотры конструкторы-любители самодельных летательных аппаратов, инженеры и лётчики-испытатели Минавиапрома и ЦК ВЛКСМ. Руководит Смотрами-конкурсами лётная служба МАП СССР. На базе институтов и КБ МАП СССР созданы Техническая и Лётно-методическая комиссии по лётно-технической экспертизе ВС для допуска их к полётам. 1985 год. Крупномасштабный Смотр-конкурс "СЛА-85" в г. Киеве. Организаторы - вновь Минавиапром, ЦК ВЛКСМ, ДОСААФ. На полную мощность работала созданная при Минавиапроме Техническая комиссия - Техком.
90 заявок из 47 городов поступило на III Всесоюзный смотр-конкурс СЛА-85. Для участия в конкурсе техническая комиссия отобрала 60 лучших аппаратов и 12 двигателей. 1987 год. Смотр-конкурс "СЛА-87". Красочное авиационное зрелище на аэродроме Тушино (Москва). Более 100 летательных аппаратов. Сотни тысяч зрителей. Организаторы вновь Минавиапром, ЦК ВЛКСМ, ДОСААФ. Аппараты придирчиво проверяла Техническая комиссия авиационных инженеров и конструкторов во главе с зам. начальника СибНИА им. Чаплыгина Серьёзновым А.Н. из Новосибирска и Лётно-методическая комиссия из лётчиков-испытателей из Лётно-исследовательского института им. М.М.Громова и ОКБ. Полёты выполняли лётчики-испытатели: Гордиенко В.Г., Кирсанов В.И., Заболотский В.В., Таскаев Р.П., Горбунов В.М., Макагонов В.П., Молчанюк М.Б., а также дельтапланеристы-испытатели из ОКБ им. О.К.Антонова: А.И.Омельчук, С.В.Марчевский, А.И.Клименко. Создатели самодельных летательных аппаратов пилоты-любители на слёте, наконец, летали на своих машинах. Были проведены первые соревнования среди них. Участвовали они и в заключительном Авиашоу. 1988 год. При активном участии Минавиапрома СССР создаётся Федерация любителей авиации СССР (17 декабря мы будем отмечать 20-летие со дня создания ФЛА). Первый Устав ФЛА СССР утверждён 10 Главным Управлением МАП СССР. В числе первых учредителей ФЛА известные космонавты, лётчики-испытатели, конструкторы, инженеры - специалисты Минавиапрома, самодеятельные конструкторы, пилоты-любители. 1989 год. Смотр-конкурс "СЛА-89" в г. Риге. К этому времени уже была учреждена ФЛА СССР. В Лётно-исследовательском институте им. М.М.Громова - организован Отдел СЛА, возглавляемый В.П.Кондратьевым и Заслуженным лётчиком-испытателем В.И.Кирсановым. Организационную работу по подготовке и проведению СЛА-89 выполнил Отдел СЛА ЛИИ, совместно с вице-президентом ФЛА СССР Громцевым Николаем Вячеславовичем. 1991 год. Смотр-конкурс "СЛА-91" в г. Чернигове. С 10 по 18 августа 1991 года в древнейшем славянском городе проходил 6-ой смотр-конкурс самодеятельных летательных аппаратов. Этот традиционный сбор самодеятельных конструкторов и пилотов-любителей значительно отличался от предыдущих по составу воздушных судов и источникам финансирования. 1993 год. Смотр-конкурс "СЛА-93" в С.-Петерьурге (Гатчина). В период с 25 июня по 5 июля 1993 года в г. Гатчине на аэродроме "Сиворицы" был проведен 7-й смотр-конкурс летательных аппаратов лёгкой авиации промышленной и самодеятельной постройки "Авиасалон Санкт-Петербург-Гатчина-93". В промежутках между такими крупными Слётами СЛА проводились региональные слёты: Минск, Ярославль, Самара и другие. 2001 и 2003 годы. ФЛА России проводит слёты пилотов-любителей и единичных экземпляров воздушных судов на аэродроме Мячково. Перелёты
За все эти мероприятия не было ни одной предпосылки, поломки, аварии и тем более катастрофы. Лётная годность ВСМинавиапром СССР создал из авиационных специалистов своих институтов и КБ Техническую (ТК) и Лётно-методическую (ЛМК) комиссии по лётно-технической экспертизе (ЛМЭ) ВС для допуска их к полётам. Комиссии отработали документы, регламентирующие деятельность этого вида авиации, которые были приняты на государственном уровне. Членами ТК и ЛМК, при участии Федерации любителей авиации России, была создана инфраструктура управления и контроля, как за авиационной техникой, так и за авиационным персоналом, создана сеть аэродромов и посадочных площадок, приобретён соответствующий опыт управления и контроля. В 1997 году совместным решением ЛИИ им. М.М.Громова и ФЛА России на базе Технической и Лётно-методической комиссий и в структуре ФЛА России учреждён Лётно-технический центр АОН для технического и лётного освидетельствования и регистрации ВС, лётно-технического персонала, аэродромов и площадок.
Экспертами ТК, ЛМК и ЛТЦ ЛИИ - ФЛА проведены несколько тысяч лётно-технических экспертиз СВС, которые теперь именуются как единичные экземпляры воздушных судов - ЕЭВС. В 2005 году для решения вопроса определения технической и лётной годности воздушных судов, принадлежащих членам ФЛА России, во ФЛА России была организована, а Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии официально зарегистрирована в реестре систем сертификации Российской Федерации - Система добровольной сертификации парашютных систем и летательных аппаратов нетиповой конструкции - "СДС ПС и ЛАНК". Свидетельство о регистрации в Едином реестре Российской Федерации зарегистрированных систем добровольной сертификации № РОСС RU.3259.04ПШ01. В рамках Положения о деятельности СДС ПСиЛАНК во ФЛА России был аккредитован Орган по сертификации летательных аппаратов нетиповой конструкции (ЛАНК) и Центр по сертификации ЛАНК. Система добровольной сертификации создана совместно с авиационным центром сертификации РОСТО (ДОСААФ). Образован и аккредитован Орган по сертификации ЛАНК (при ФЛА России). ЛТЦ ЛИИ-ФЛА России аккредитован и функционирует в системе добровольной сертификации как сертификационный центр летательных аппаратов нетиповой конструкции. Орган и Центр укомплектованы экспертами. Система начала работу. Но администрация Гражданской авиации создала свою добровольную систему обязательной сертификации, а СДС ЛАНК "не замечает". Парк воздушных судов, внесенных в Реестр ФЛА России, в 2004 году насчитывал более 1200 единиц ВС, более 3500 пилотов-любителей. Авиационный персоналВ начале становления нашей организации практически весь авиационный персонал состоял из специалистов Авиапрома, которые понимали, что при таком приросте воздушных судов и лётно-технического состава необходимо готовить свои кадры инженеров, техников, лётчиков-инструкторов и инспекторов. Из конструкторов, пилотов-любителей одиночек были сформированы отделения. В которых были инженерный, лётный инспекторский и инструкторский состав. В настоящее время в состав ФЛА России входит 255 Отделений в 43 регионах Российской Федерации. Из них: региональных - 43, местных - 212. На протяжении всех лет Федерация любителей авиации России стала решать серьёзные социальные задачи: уволенный из армии лётный и технический состав нашёл себе применение в подготовке авиационной техники и специалистов. Работники ГА, Авиапрома и РОСТО, невостребованные в своих структурах, с удовольствием работают в любительской авиации. А в настоящее время Федерация любителей авиации стала источником пополнения лётными кадрами авиационных структур России. В 2004 году образован и аккредитован Авиационный учебный центр ФЛА России. Основное направление деятельности АУЦ ФЛА России - курсы повышения квалификации пилотов-любителей гражданской авиации на единичных экземплярах воздушных судов и самолётах Як-52 и Як-18Т. Сертификат авиационного учебного центра № 135 от 04 августа 2004 года, продлён до 01 сентября 2011 года. За прошедший период подготовлены и полуучили Свидетельство пилота-любителя гражданской авиации более шестидесяти человек. Спорт
Начиная с 1996 года, пилоты-любители ФЛА России освоили три новых для России вида авиаспорта и успешно представляют Россию в чемпионатах Мира и Европы по Авиаралли и Точному самолётовождению: в Новой Зеландии, Италии, Турции, Польше, Франции, Австрии. Приказом по Росспорту от 11.11.2004 года № 430 Федерация любителей авиации России аккредитована как физкультурно-спортивное объединение с правом проводить "...Чемпионаты, первенства, розыгрыши кубков и другие официальные спортивные мероприятия Российской Федерации, а также международные спортивные соревнования на территории Российской Федерации, мероприятия по подготовке и участию в международных спортивных соревнованиях и участию в них сборных команд Российской Федерации...". Законодательство и госрегулированиеЕсли отчётный период рассматривать как этап развития деловой и частной авиации в системе гражданской авиации, то, вопреки ожиданиям, результаты оказались практически нулевыми. Эта область транспортной системы не то что дала сбой, а вообще не сработала. Практика последних лет показала, что предъявляемые в России к АОН требования неверны по своей сути. Выход из тупика может быть найден при условии внимания и одоброй воли со стороны общества и государства. Попытки последних лет выработать правила внутри ведомства, призванного осуществлять контроль за авиацией (ФАС - ФСВТ - ГСГА), привели к блокированию отрасли. В системе гражданской авиации фразу "Государственное регулирование" можно интерпретировать как выключатель, кран, шлагбаум, которые свободно работают на закрытие и со страшным скрипом на открытие. В Федерации любителей авиации России фразу "Государственное регулирование" понимают как создание авиационых правил и цепочки процедур, понятных всем - от начинающих пилотов-любителей до инспекторов самого высокого ранга Минтранса. Двадцатилетняя практика Федерации любителей авиации России доказала, что эта часть Авиации Общего Назначения приводит к развитию незаменимого средства транспорта и серьёзного экономического комплекса без каких-либо серьёзных бюджетных затрат. А если говорить о правилах, то достойные правила можно создать только опираясь на свободу человека, на его право выбора и его персональную ответственность перед обществом.
На фоне всей работы за отчётный период необходимо рассмотреть аварийность в системе ФЛА. По данным инспекции ФЛА количество катастроф колебалось от одной до шести в год, авиационные происшествия без человеческих жертв не более 4-х в год до 2004 года. После введения ФАПов, децентрализации системы управления владельцами ВС и передачи функции управления территориальным органам, к сожалению, наблюдается рост инцидентов, связанных с нарушением воздушного пространства, отказами техники и недисциплинированностью. Так, например, только в 2007 г. количество авиационных происшествий до 15, количество нарушений воздушного пространства увеличилось в разы, причём количество зарегистрированных ВС в Госреестре составляет примерно 600 ВС, а количество самолёто-вылетов сократилось в несколько раз по сравнению с 2000 - 2004 годами. Практически никакой профилактической работы с пилотами-любителями по предотвращению авиационных происшествий не проводится, к ним не доходит никакая информация по авиационным происшествиям, отсюда и растёт аварийность в АОН. Совет и Правление ФЛА России активно работали с законодательными и исполнительными государственными органами Российской Федерации. За отчётный период руководство ФЛА России четырежды принимало участие в работе Коллегии Министерства транспорта Российской Федерации по вопросам деятельности малой авиации. На всех Коллегиях представители ФЛА России выступали с характеристикой положения АОН в России и предложениями по выходу из тупика, куда загнала АОН Администрация Гражданской авиации.
К сожалению, реальных положительных решений не было, мало того - все письма и обращения направлялись в Минтранс, а оттуда приходили отписки "Мы обсудим, мы учтём" и т.д. До выборов в Госдуму подготовлен проект Закона о малой авиации, который так и не дождался обсуждения. Большие надежды члены Федерации возлагали на приведение к нормам ИКАО воздушного пространства России. Но, к глубокому сожалению, переход к полётно-информационному пространству, обещанному в 2008 году руководителем Росаэронавигации, так и не произошёл, а это, пожалуй, является главным тормозом в развитии частной авиации и всей инфраструктуры Авиации общего назначения. В настоящее время в Российской авиации очень остро стоит вопрос с авиационными кадрами, с подготовкой и переподготовкой авиационных специалистов. Кто и на какой технике будет готовить лётные кадры? Уже сейчас естественная убыль лётного состава в 2 - 2,5 раза превышает восполнение лётчиками, и если не принять меры, то скоро Российская авиация будет нанимать зарубежные экипажи. А Родину кто будет защищать? Думаю, что в ближайшее время на первый план первоначальной подготовки выйдут авиационные общественные организации. В своём докладе я затронул лишь небольшую часть проблем, связанных с жизнью ФЛА в рамках АОН. Существует ещё ряд вопросов, на которые необходимо ответить и Администрации гражданской авиации, Росаэронавигации, Министерству транспорта РФ и Министерству обороны, да и Правительству РФ. Это вопросы, связанные с освобождением нижнего воздушного пространства для полётов лёгких самолётов, полётов без предварительных заявок, полётов вне радиовидимости, получения полётной информации и др. Дорогие друзья! Все, кто любит и живёт авиацией, просто обязаны сохранять и преумножать Российскую авиацию в восстановленных и вновь созданных летательных аппаратах, в специалистах и любителях авиации. За нами стоят десятки тысяч человеческих судеб, талант конструкторов, инженеров, техников, лётчиков и судьба нашей российской авиации. |
|
|
|