Взлётная полоса

Авиапром

Тезисы отчётного доклада

Президента ФЛА России В.В.Заболотского
на Отчётно-выборной конференции ФЛА России 28 ноября 2008 г.

Дорогие друзья!

На нашей очередной отчётно-выборной конференции мы не только подведём итоги работы нашей организации за отчётный период, а также за 20-летний период нашей деятельности, но и дадим оценку деятельности Совета и правления, определим перспективы, наметим цели, проведём перевыборы руководящих органов Федерации любителей авиации России.

В истории современной России Федерация любителей авиации России занимает достойное место и развивается вместе со страной и обществом. ФЛА России - полнокровная действующая организация с постоянно растущим количеством членов и воздушных судов и с широкими перспективами.

Хотелось бы остановиться на пути развития и становления нашей организации.

На первом этапе становления мы видели, с каким энтузиазмом и воодушевлением конструкторы, инженеры, пилоты создавали, восстанавливали и эксплуатировали авиационную технику. В то время ни одно из авиационных ведомств, кроме Минавиапрома, не обратило внимания на зарождающуюся частную авиацию.

При отсутствии законодательной базы руководители Авиационной промышленности выпустили ряд документов, позволявших конструировать, создавать и летать на летательных аппаратах любительской постройки.

Эти документы были согласованы со всеми ведомствыами и настолько грамотно и разумно сделаны, что Любительская авиация благополучно развивалась и летала более 20-ти лет.

Общественная организация "Федерация любителей авиации СССР" - ФЛА СССР учреждена 17 декабря 1988 года пилотами-любителями, самодеятельными конструкторами, энтузиастами авиации и при активном содействии авиационных конструкторов, инженеров и лётчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности СССР.
Первый Устав Федерации зарегистрирован 10-м Главным Управлением Минавиапрома СССР.
Первым Президентом Федерации избран лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР Волк Игорь Петрович.

В 1993 году учреждена и зарегистрирована в Минюсте РФ - ФЛА России, как преемник ФЛА СССР.

В 1998 году решением очередной Конференции Федерации утверждён Устав ФЛА России с изменениями и дополнениями.

В 2003 году решением Конференции ФЛА России утверждён Устав ФЛА России с изменениями и дополнениями.

С 1998 года Президентом ФЛА России избирается Заслуженный лётчик-испытатель СССР Заболотский Виктор Васильевич.

    В настоящее время ФЛА России - это
  • более 255 отделений (аэроклубов) в 43 регионах России;
  • более 800 воздушных судов различных типов;
  • более 3000 пилотов-любителей;
  • более 350 техников и инженеров.
    ФЛА России учреждена для содействия гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности воздушные суда, применяемые в интересах авиации общего назначения:
  • в организации и выполнении полётов;
  • в техническом обслуживании, ремонте и хранении ВС;
  • в подготовке пилотов-любителей и техников по обслуживанию ВС;
  • в реализации и защите законных прав и интересов членов ФЛА России, в представительстве от их имени в государственных органах;
  • в развитии авиационно-технического творчества граждан;
  • в развитии авиационных видов спорта, в подготовке авиационных спортсменов, в организации и проведении соревнований;
  • в развитии связей с зарубежными организациями и отдельными лицами в вопросах осуществления уставной деятельности.

Слёты

1983 и 1984 годы. Первый и второй Смотры-конкурсы самодельных летательных аппаратов (СЛА) - Смотры-конкурсы СЛА - в Крыму.

Организуют эти Смотры конструкторы-любители самодельных летательных аппаратов, инженеры и лётчики-испытатели Минавиапрома и ЦК ВЛКСМ. Руководит Смотрами-конкурсами лётная служба МАП СССР.

На базе институтов и КБ МАП СССР созданы Техническая и Лётно-методическая комиссии по лётно-технической экспертизе ВС для допуска их к полётам.

1985 год. Крупномасштабный Смотр-конкурс "СЛА-85" в г. Киеве. Организаторы - вновь Минавиапром, ЦК ВЛКСМ, ДОСААФ.

На полную мощность работала созданная при Минавиапроме Техническая комиссия - Техком.
Опытнейшие специалисты авиационной промышленности Кондратьев В.П., Криков Ю.Г., Коваленко Е.Н. и другие очень внимательно, скрупулёзно, но вместе с тем очень доброжелательно, осматривали конструкции самодельных летательных аппаратов.

90 заявок из 47 городов поступило на III Всесоюзный смотр-конкурс СЛА-85. Для участия в конкурсе техническая комиссия отобрала 60 лучших аппаратов и 12 двигателей.

1987 год. Смотр-конкурс "СЛА-87". Красочное авиационное зрелище на аэродроме Тушино (Москва). Более 100 летательных аппаратов. Сотни тысяч зрителей. Организаторы вновь Минавиапром, ЦК ВЛКСМ, ДОСААФ.

Аппараты придирчиво проверяла Техническая комиссия авиационных инженеров и конструкторов во главе с зам. начальника СибНИА им. Чаплыгина Серьёзновым А.Н. из Новосибирска и Лётно-методическая комиссия из лётчиков-испытателей из Лётно-исследовательского института им. М.М.Громова и ОКБ. Полёты выполняли лётчики-испытатели: Гордиенко В.Г., Кирсанов В.И., Заболотский В.В., Таскаев Р.П., Горбунов В.М., Макагонов В.П., Молчанюк М.Б., а также дельтапланеристы-испытатели из ОКБ им. О.К.Антонова: А.И.Омельчук, С.В.Марчевский, А.И.Клименко.

Создатели самодельных летательных аппаратов пилоты-любители на слёте, наконец, летали на своих машинах. Были проведены первые соревнования среди них. Участвовали они и в заключительном Авиашоу.

1988 год. При активном участии Минавиапрома СССР создаётся Федерация любителей авиации СССР (17 декабря мы будем отмечать 20-летие со дня создания ФЛА). Первый Устав ФЛА СССР утверждён 10 Главным Управлением МАП СССР. В числе первых учредителей ФЛА известные космонавты, лётчики-испытатели, конструкторы, инженеры - специалисты Минавиапрома, самодеятельные конструкторы, пилоты-любители.

1989 год. Смотр-конкурс "СЛА-89" в г. Риге. К этому времени уже была учреждена ФЛА СССР. В Лётно-исследовательском институте им. М.М.Громова - организован Отдел СЛА, возглавляемый В.П.Кондратьевым и Заслуженным лётчиком-испытателем В.И.Кирсановым. Организационную работу по подготовке и проведению СЛА-89 выполнил Отдел СЛА ЛИИ, совместно с вице-президентом ФЛА СССР Громцевым Николаем Вячеславовичем.

1991 год. Смотр-конкурс "СЛА-91" в г. Чернигове. С 10 по 18 августа 1991 года в древнейшем славянском городе проходил 6-ой смотр-конкурс самодеятельных летательных аппаратов. Этот традиционный сбор самодеятельных конструкторов и пилотов-любителей значительно отличался от предыдущих по составу воздушных судов и источникам финансирования.

1993 год. Смотр-конкурс "СЛА-93" в С.-Петерьурге (Гатчина). В период с 25 июня по 5 июля 1993 года в г. Гатчине на аэродроме "Сиворицы" был проведен 7-й смотр-конкурс летательных аппаратов лёгкой авиации промышленной и самодеятельной постройки "Авиасалон Санкт-Петербург-Гатчина-93".

В промежутках между такими крупными Слётами СЛА проводились региональные слёты: Минск, Ярославль, Самара и другие.

2001 и 2003 годы. ФЛА России проводит слёты пилотов-любителей и единичных экземпляров воздушных судов на аэродроме Мячково.

Перелёты

    На лёгких самолётах выполнены перелёты:
  • Москва - Сиэтл - Москва;
  • Москва - Австралия - Москва. 46000 км;
  • Перелёт на самодельных самолётах: Москва - Крым - Москва.

За все эти мероприятия не было ни одной предпосылки, поломки, аварии и тем более катастрофы.

Лётная годность ВС

Минавиапром СССР создал из авиационных специалистов своих институтов и КБ Техническую (ТК) и Лётно-методическую (ЛМК) комиссии по лётно-технической экспертизе (ЛМЭ) ВС для допуска их к полётам.

Комиссии отработали документы, регламентирующие деятельность этого вида авиации, которые были приняты на государственном уровне.

Членами ТК и ЛМК, при участии Федерации любителей авиации России, была создана инфраструктура управления и контроля, как за авиационной техникой, так и за авиационным персоналом, создана сеть аэродромов и посадочных площадок, приобретён соответствующий опыт управления и контроля.

В 1997 году совместным решением ЛИИ им. М.М.Громова и ФЛА России на базе Технической и Лётно-методической комиссий и в структуре ФЛА России учреждён Лётно-технический центр АОН для технического и лётного освидетельствования и регистрации ВС, лётно-технического персонала, аэродромов и площадок.

    В процессе развития инфраструктуры ФЛА России были созданы:
  • техническая комиссия;
  • лётно-методическая комиссия;
  • инженерный отдел;
  • отдел безопасности полётов;
  • лётно-технический центр ФЛА;
  • спортивный отдел.

Экспертами ТК, ЛМК и ЛТЦ ЛИИ - ФЛА проведены несколько тысяч лётно-технических экспертиз СВС, которые теперь именуются как единичные экземпляры воздушных судов - ЕЭВС.

В 2005 году для решения вопроса определения технической и лётной годности воздушных судов, принадлежащих членам ФЛА России, во ФЛА России была организована, а Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии официально зарегистрирована в реестре систем сертификации Российской Федерации - Система добровольной сертификации парашютных систем и летательных аппаратов нетиповой конструкции - "СДС ПС и ЛАНК". Свидетельство о регистрации в Едином реестре Российской Федерации зарегистрированных систем добровольной сертификации № РОСС RU.3259.04ПШ01.

В рамках Положения о деятельности СДС ПСиЛАНК во ФЛА России был аккредитован Орган по сертификации летательных аппаратов нетиповой конструкции (ЛАНК) и Центр по сертификации ЛАНК. Система добровольной сертификации создана совместно с авиационным центром сертификации РОСТО (ДОСААФ). Образован и аккредитован Орган по сертификации ЛАНК (при ФЛА России). ЛТЦ ЛИИ-ФЛА России аккредитован и функционирует в системе добровольной сертификации как сертификационный центр летательных аппаратов нетиповой конструкции.

Орган и Центр укомплектованы экспертами. Система начала работу. Но администрация Гражданской авиации создала свою добровольную систему обязательной сертификации, а СДС ЛАНК "не замечает".

Парк воздушных судов, внесенных в Реестр ФЛА России, в 2004 году насчитывал более 1200 единиц ВС, более 3500 пилотов-любителей.

Авиационный персонал

В начале становления нашей организации практически весь авиационный персонал состоял из специалистов Авиапрома, которые понимали, что при таком приросте воздушных судов и лётно-технического состава необходимо готовить свои кадры инженеров, техников, лётчиков-инструкторов и инспекторов.

Из конструкторов, пилотов-любителей одиночек были сформированы отделения. В которых были инженерный, лётный инспекторский и инструкторский состав.

В настоящее время в состав ФЛА России входит 255 Отделений в 43 регионах Российской Федерации. Из них: региональных - 43, местных - 212.

На протяжении всех лет Федерация любителей авиации России стала решать серьёзные социальные задачи: уволенный из армии лётный и технический состав нашёл себе применение в подготовке авиационной техники и специалистов. Работники ГА, Авиапрома и РОСТО, невостребованные в своих структурах, с удовольствием работают в любительской авиации. А в настоящее время Федерация любителей авиации стала источником пополнения лётными кадрами авиационных структур России.

В 2004 году образован и аккредитован Авиационный учебный центр ФЛА России. Основное направление деятельности АУЦ ФЛА России - курсы повышения квалификации пилотов-любителей гражданской авиации на единичных экземплярах воздушных судов и самолётах Як-52 и Як-18Т. Сертификат авиационного учебного центра № 135 от 04 августа 2004 года, продлён до 01 сентября 2011 года.

За прошедший период подготовлены и полуучили Свидетельство пилота-любителя гражданской авиации более шестидесяти человек.

Спорт

    Во всём мире в последние десятилетия широкое развитие получил "Спорт любительской авиации", родоначальником которого в России явилась ФЛА России. Это:
  • Авиагонки (туристическое Авиаралли);
  • Авиагонки - Формула-1;
  • Авиаралли;
  • Самолётовождение в горах;
  • Точное самолётовождение;
  • Исторические и самодельные ЛА.

Начиная с 1996 года, пилоты-любители ФЛА России освоили три новых для России вида авиаспорта и успешно представляют Россию в чемпионатах Мира и Европы по Авиаралли и Точному самолётовождению: в Новой Зеландии, Италии, Турции, Польше, Франции, Австрии.

Приказом по Росспорту от 11.11.2004 года № 430 Федерация любителей авиации России аккредитована как физкультурно-спортивное объединение с правом проводить "...Чемпионаты, первенства, розыгрыши кубков и другие официальные спортивные мероприятия Российской Федерации, а также международные спортивные соревнования на территории Российской Федерации, мероприятия по подготовке и участию в международных спортивных соревнованиях и участию в них сборных команд Российской Федерации...".

Законодательство и госрегулирование

Если отчётный период рассматривать как этап развития деловой и частной авиации в системе гражданской авиации, то, вопреки ожиданиям, результаты оказались практически нулевыми. Эта область транспортной системы не то что дала сбой, а вообще не сработала.

Практика последних лет показала, что предъявляемые в России к АОН требования неверны по своей сути. Выход из тупика может быть найден при условии внимания и одоброй воли со стороны общества и государства. Попытки последних лет выработать правила внутри ведомства, призванного осуществлять контроль за авиацией (ФАС - ФСВТ - ГСГА), привели к блокированию отрасли.

В системе гражданской авиации фразу "Государственное регулирование" можно интерпретировать как выключатель, кран, шлагбаум, которые свободно работают на закрытие и со страшным скрипом на открытие.

В Федерации любителей авиации России фразу "Государственное регулирование" понимают как создание авиационых правил и цепочки процедур, понятных всем - от начинающих пилотов-любителей до инспекторов самого высокого ранга Минтранса.

Двадцатилетняя практика Федерации любителей авиации России доказала, что эта часть Авиации Общего Назначения приводит к развитию незаменимого средства транспорта и серьёзного экономического комплекса без каких-либо серьёзных бюджетных затрат.

А если говорить о правилах, то достойные правила можно создать только опираясь на свободу человека, на его право выбора и его персональную ответственность перед обществом.

    Эти правила:
  • не должны нагружать бюджет пользователя;
  • не должны быть строже правил ИКАО;
  • не должны ограничивать полёты.
    Можно сделать выводы:
  • Чрезмерное регулирование является бременем для владельцев ВС.
  • В странах, где подходят проще к правилам и нормам, безопасность полётов повышается.
  • Все правила должны ориентироваться на минимум, который необходим для безопасности полётов.
  • Необходимо помнить, что безопасность нужна пилоту больше, чем кому бы то ни было.

На фоне всей работы за отчётный период необходимо рассмотреть аварийность в системе ФЛА. По данным инспекции ФЛА количество катастроф колебалось от одной до шести в год, авиационные происшествия без человеческих жертв не более 4-х в год до 2004 года.

После введения ФАПов, децентрализации системы управления владельцами ВС и передачи функции управления территориальным органам, к сожалению, наблюдается рост инцидентов, связанных с нарушением воздушного пространства, отказами техники и недисциплинированностью.

Так, например, только в 2007 г. количество авиационных происшествий до 15, количество нарушений воздушного пространства увеличилось в разы, причём количество зарегистрированных ВС в Госреестре составляет примерно 600 ВС, а количество самолёто-вылетов сократилось в несколько раз по сравнению с 2000 - 2004 годами.

Практически никакой профилактической работы с пилотами-любителями по предотвращению авиационных происшествий не проводится, к ним не доходит никакая информация по авиационным происшествиям, отсюда и растёт аварийность в АОН.

Совет и Правление ФЛА России активно работали с законодательными и исполнительными государственными органами Российской Федерации.

 

За отчётный период руководство ФЛА России четырежды принимало участие в работе Коллегии Министерства транспорта Российской Федерации по вопросам деятельности малой авиации. На всех Коллегиях представители ФЛА России выступали с характеристикой положения АОН в России и предложениями по выходу из тупика, куда загнала АОН Администрация Гражданской авиации.
С такими же вопросами представители ФЛА России участвовали в работе совещаний в: Государственной Думе - дважды, Совете Федерации - трижды.

    Руководство ФЛА России письменно обращалось к:
  • Президенту РФ;
  • Председателю Государственной Думы - Грызлову Б.В.;
  • Председателю Совета Федерации - Миронову С.М.;
  • Министру обороны РФ - Иванову С.Б.;
  • Министру транспорта РФ - Левитину И.Е.;
  • Главкому ВВС МО РФ - Михайлову В.С.;
  • Министру промышленности - Христенко В.Б.;
  • в Совет Безопасности РФ - Спасскому Н.Н.

К сожалению, реальных положительных решений не было, мало того - все письма и обращения направлялись в Минтранс, а оттуда приходили отписки "Мы обсудим, мы учтём" и т.д.

До выборов в Госдуму подготовлен проект Закона о малой авиации, который так и не дождался обсуждения.

 

Большие надежды члены Федерации возлагали на приведение к нормам ИКАО воздушного пространства России. Но, к глубокому сожалению, переход к полётно-информационному пространству, обещанному в 2008 году руководителем Росаэронавигации, так и не произошёл, а это, пожалуй, является главным тормозом в развитии частной авиации и всей инфраструктуры Авиации общего назначения.

 

В настоящее время в Российской авиации очень остро стоит вопрос с авиационными кадрами, с подготовкой и переподготовкой авиационных специалистов.

Кто и на какой технике будет готовить лётные кадры? Уже сейчас естественная убыль лётного состава в 2 - 2,5 раза превышает восполнение лётчиками, и если не принять меры, то скоро Российская авиация будет нанимать зарубежные экипажи.

А Родину кто будет защищать?

Думаю, что в ближайшее время на первый план первоначальной подготовки выйдут авиационные общественные организации.

 

В своём докладе я затронул лишь небольшую часть проблем, связанных с жизнью ФЛА в рамках АОН. Существует ещё ряд вопросов, на которые необходимо ответить и Администрации гражданской авиации, Росаэронавигации, Министерству транспорта РФ и Министерству обороны, да и Правительству РФ. Это вопросы, связанные с освобождением нижнего воздушного пространства для полётов лёгких самолётов, полётов без предварительных заявок, полётов вне радиовидимости, получения полётной информации и др.

Дорогие друзья! Все, кто любит и живёт авиацией, просто обязаны сохранять и преумножать Российскую авиацию в восстановленных и вновь созданных летательных аппаратах, в специалистах и любителях авиации. За нами стоят десятки тысяч человеческих судеб, талант конструкторов, инженеров, техников, лётчиков и судьба нашей российской авиации.

 
 


ПРОМЫШЛЕННАЯ БАННЕРНАЯ СЕТЬ


АвиаТОП Яндекс цитирования Экстремальный портал VVV.RU

Rambler's Top100



ПРОМЫШЛЕННАЯ БАННЕРНАЯ СЕТЬ
Сайт создан в системе uCoz