В целях повышения регулярности полетов, снижения затрат на техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) при эксплуатации новых типов самолетов (воздушных судов - ВС) промышленностью с участием специалистов гражданской авиации отрабатываются Программы ТОиР самолетов Ил-96-300, Ту-204, Як-42, Ан-74, Ил-114, вертолета КА-126, регламентирующие, в том числе, техническую эксплуатацию по состоянию (ТЭС) ВС, их составных частей и комплектующих изделий.
Программами (планами) ТОиР для систем и комплектующих изделий (КИ) в соответствии с Общими требованиями к программе ТОиР самолета предусмотрены эффективные методы эксплуатации, состав и периодичность работ по ТОиР. Для подавляющего большинства КИ и элементов систем в плане ТОиР предусмотрена возможность эксплуатации до безопасного отказа, то есть без ограничения ресурсов и сроков службы со своевременным выявлением и устранением отказов (повреждений) и обеспечением контроля заданного уровня надёжности.
Вместе с тем, опыт разработки Программ (планов) ТОиР показал, что многие предприятия-разработчики КИ в проектах эксплуатационных документов ограничивают величины назначенных ресурсов (сроков службы) с указанием об их поэтапном увеличении даже для изделий, планируемых к эксплуатации методами ТЭС и не влияю.щих своими отказами на безопасность и регулярность полётов в пределах, установленных Нормами лётной годности.
Такая техническая политика препятствует реализации эффективной эксплуатации ВС и связана, в частности, с имеющими место недостатками действующих нормативных документов.
Для реализации первоочередных мероприятий по обеспечению эксплуатации указанных выше ВС, в том числе в соответствии с их программами ТО и Р,
Р Е Ш И Л И:
- Предоставить право разработчику ВС осуществлять выбор методов эксплуатации изделий, блоков и агрегатов в их комплектации и компановке на конкретном типе ВС на основании действующих межведомственных нормативно-технических документов и вводить эксплуатацию ВС и их КИ по техническому состоянию в соответствии с отработанной эксплуатационной документацией. При этом методы ТЭС (до безопасного отказа и до предотказного состояния) предусматривают эксплуатацию КИ и агрегатов на рассматриваемом типе ВС без установления назначенных ресурсов и сроков службы, ресурсов и сроков службы до 1-го ремонта и межремонтных.
- Разработчикам КИ проводить работы по созданию и совершенствованию изделий и их документации в соответствии с методами эксплуатации, определенными разработчиком ВС. Для КИ, эксплуатируемых методами ТЭС, в качестве показателей долговечности используются и подтверждаются согласованные величины средних или гамма-процентных ресурсов, которые должны быть не меньше величин межремонтных ресурсов КИ, если они установлены техническими заданиями.
- Поручить ГосНИИ ГА, НЭЦ АУВД ГА и ЛИИ совместно с предприятиями и организациями заинтересованных министерст разработать в 1991 - 92 гг. новую редакцию "Положения о технической эксплуатации по состоянию гражданской авиационной техники" (взамен "Положения..." МГА, МАП, МРП, МПСС, 1980 г.) с учетом ОСТ 54-30044-86.