|
Авиапром |
|
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 13.12.1967 № 955 и Приказом МАП № 379 от 11.11.1967 ОКБ А.С.Яковлева спроектировало и построило самолёт Як-18Т как многоцелевой самолёт. В соответствии с приказом Министра ГА Союза ССР № 257 самолёт был принят на снабжение в ГА и допущен к учебным и учебно-тренировочным полётам. Серийное производство его было начато Смоленским авиазаводом в 1972 году и закончено в декабре 1982 г. Всего за это время было выпущено 537 самолётов. Самолёты эксплуатировались в основном в 5-ти лётных училищах ГА:
В 1993 году Смоленским авиазаводом был возобновлён выпуск Як-18Т, которых по нашим данным было выпущено около 60 самолётов (по старой документации). В соответствии с приказом Министра ГА от 09.11.1987 № 249 в 4-х лётных училищах - Сасовском, Краснокутском, Кировоградском и Бугурусланском - эксплуатацию самолётов прекратили и приступили к их списанию. И на основании приказов МГА от 1988 г. № 16, 20, 21, 22, 24, 30 и от 10.01.1989 № 2 списано 334 самолёта. Приказами предписывалось приводить самолёты в нелётное состояние путём подпиловки силовых элементов с уничтожением техдокументации. В связи с этим ремонт самолётов на заводах был прекращён, Смоленский завод прекратил доработки по бюллетеням. В связи с прекращением эксплуатации самолёта Як-18Т в ОКБ и в ГосНИИ ГА практически прпекратились работы по отслеживанию их эксплуатации. Часть, в том числе списанных, самолётов находятся в различных организациях, в частных руках, где в большинстве случаев лётный и технический персонал зачастую слабо подготовлен к обслуживанию и эксплуатации самолёта из-за отсутствия необходимой информации и даже ЭТД, где отсутствует или не соответствует нормам необходимая техническая база для хранения и обслуживания самолётов. нам стали известны случаи самовольных несанкционированных изменений конструкции систем самолёта, что с нашей точки зрения совершенно недопустимо. Мы надеемся, что меры, предпринимаемые руководством ФАС, в том числе данная конференция, внесут необходимый поворот в вопросах регистрации и проверки техсостояния самолётного парка, допуска персонала к эксплуатации самолёта, ведения необходимой документации, отчётности и т.д. поскольку экономическое положение, сложившееся в последние годы в авиации, является следствием сложившейся экономической обстановки в стране, приобретение поршневых самолётов по цене выше $ 100 тыс., на наш взгляд, является очень проблематичным, поэтому на один из своих проектов самолёта Як-112 мы кардлинальным образом пересмотрели технологию производства самолёта, состав комплектующих изделий, с целью снижения цены (в пределах $ 100 тыс.) Однако, мы прекрасно понимаем, что имея парк самолётов Як-18Т в размере приблизительно 400 самолётов, мы просто обязаны расширить диапазон его применения и улучшить его лётные и эксплуатационные характеристики.
В целях значительного удешевления эксплуатации саомлёта в ОКБМ г. Воронеж (создатель двигателя М-14П) разработана программа стендовых ресурсных испытаний двигателя для перевода его на автомобильный бензин АИ-93, а также увеличения ресурса двигателя до капитального ремонта до 1000 часов. Также в ОКБМ ведутся работы по снижению расходов топлива за счёт применения непосредственного впрыска топлива в цилиндры. Мы предлагаем заинтересованным сторонам начать работы по проработке вопроса эксплуатации по техническому состоянию с введением через 1000 часов налёта не капитального ремонта, а 1000-часовых регламентных работ с углубленным исследованием технического состояния под контролем ФАС, ГосНИИ ГА и ОКБ. В соответствии с утверждёнными в МГА в 1978 г. дополнениям к ТТТ Як-18Т к лесопатрульному и транспортно-связному варианту самолётов в ОКБ были проведены лётные испытания с положительным заключением. Также в соответствии с заказом МАП - МГА нами был разработан и построен Як-18Т в санитарном варианте. Оценка ГосНИИ ГА по результатам лётных испытаний положительная. Считаем, что по выполненной конструкции самолёт Як-18Т можно и нужно использовать в указанных выше вариантах, а не только как учебно-тренировочный самолёт. Кроме того, прошли испытания с лыжными шасси и разработано и построено поплавковое шасси. Применение современных технологий в покраске самолёта, повышение качества отделочных материалов в кабине, улучшение вентиляции и обогрева в салоне при существенном улучшении лётно-технических характеристик в совокупности с расширенным диапазоном применения самолёта значительно продлят срок востребованности и эксплуатации Як-18Т. Кроме того, заложенные в самолёте резервы по прочности и объёму кабины позволяют сделать его шестиместную модификацию. Конструкторская документация на этот вариант разработана, при этом обеспечена возможность и доработки строя в этот вариант. Естественно, мы понимаем, что обязаны пройти весь цикл испытаний, в том числе и получение сертификата, но только на этот шестиместный вариант, на указанные выше варианты мы рассчитываем получить аттестат лётной годности, опираясь на проведенные ранее государственные испытания. |
|
|
|