|
Авиапром |
|
Потенциал завода-изготовителя
|
|
|
Из всех работ только работы по бак-кессону доведены до этапа лётных испытаний. Остальные остановились на разных стадиях, а некоторые не начинались.
За 5 лет с 1993 по 1998 г. было выпущено 62 самолёта. Это не значит, что завод не в состоянии произвести больше самолётов. Оборудование и оснастка, задействованные в производстве данного типа самолётов, обеспечивают выпуск до 10 самолётов в месяц. Но начавшийся в 1992 году интенсивный рост цен на энергоносители привёл к росту цен на материалы, комплектующие изделия. В результате возросла цена на самолёт. Спрос на них резко упал. Производство почти полностью остановилось. В этом 1998 году выпущено всего 4 самолёта.
Из 62 самолётов на сегодняшний день эксплуатируются 14 в Ульяновском высшем лётном училище, 7 в Федеральной пограничной службе. С ними у нас сложилось определённое сотрудничество. Им оказывается помощь, консультации, поставляются по заказам детали и узлы.
Что касается остальных 40 самолётов, то судьба их и местонахождение нам малоизвестны. Это создаёт проблемы с их обслуживанием.
В условиях, когда производство самолётов резко упало, мы задумались о возможности выполнения ремонта самолётов на нашем заводе.
К моменту отхода первых самолётов Як-18Т в ремонт специалистами завода было разработано Руководство по капитальному ремонту самолёта Як-18Т, в котором изложен ремонт планера и систем самолёта. Определены параметры допустимых отклонений, указаны способы ремонта тех или иных дефектов. В процессе ремонта первых пришедших в ремонт на Винницкий авиаремонтный завод самолётов Руководство было отработано и уточнено.
Завод располагает квалифицированными кадрами, оборудованием, оснасткой, средствами объективного контроля, возможностью быстро произвести любую запчсасть к самолёту. Понятно, что ремонт планера, самолётных систем не представляет трудности. Это освоенные процессы в процессе производства самолётов. Некоторые проблемы возникают с ремонтом комплектующих изделий. Что касается гидрогазовых агрегатов, то эта работа знакомая и привычная. Ремонт приборного и радиооборудования нас несколько настораживает в силу его непривычности. Но мы надеемся, что быстро и его освоим. С этими проблемами мы разбирались. Группа наших специалистов выезжала на ремонтный завод, где знакомилась с процессом производства ремонта. Единственное препятствие в этом - это необходимость приобретения утверждённой ремонтной документации на ПКИ и получение права на производство ремонта самолёта Як-18Т.
Организация ремонта самолётов Як-18Т на заводе-изготовителе - ОАО "Смоленский авиационный завод" позволила бы в перспективе кроме ремонта оказывать потребителю дополнительно ряд услуг по модификации самолёта. На сегодня у нас есть возможность устанавливать (заменять) на самолёты консоли крыла с кессоном вместо топливного бака. Документация на такое крыло разработана, согласована ОКБ им. Яковлева - разработчиком самолёта. Установка крыла с кессоном позволяет вдвое увеличить дальность полёта. Может быть проведена ещё одна доработка, направленная на увеличение дальности полёта в перегоночном варианте - это установка дополнительного топливного бака в багажном отсеке. Бак легко устанавливается и легко снимается, что позволяет использовать его по мере необходимости. Установка такого топливного бака увеличивает дальность полёта в перегоночном варианте в 1,5 раза. Возможна замена отделки салона на улучшенную с учётом пожеланий заказчика. Кроме этого, имеются наработки по установке обтекателя воздушного винта, замены остекления фонаря, что приласт самолёту более привлекательный внешний вид, уменьшит лобовое сопротивление, улучшит обзор. Но здесь тербуется сотрудничество с ОКБ им. Яковлева. Сейчас в этом направлении наметились положительные сдвиги.
В настоящее время по просьбам заказчиков мы выполняем отдельные работы по ремонту самолётов - перекраска самолётов, замена резинотехнических изделий, перетяжка тканевых обшивок крыла, оперения, рулей и элеронов.
Мы считаем, что организация ремонта самолёта Як-18Т на ОАО "Смоленский авиационный завод" позволит иметь высокое качество ремонта - не хуже, чем на ремонтных заводах, которые сегодня оказались в основном за пределами России, предоставить потребителю ремонта ряд услуг по повышению тех или иных характеристик самолёта, какие ремонтные заводы сегодня предоставить не могут.
Опыт эксплуатации и ремонта самолётов Як-18Т позволяет, по нашему мнению, поставить вопрос о сокращении объёма капитального ремонта, т.е. помимо обязательных работ, как то: замена полотна обшивки, замена резино-технических изделий, перекраски - остальной объём определять по механическому состоянию самолёта.
|
|