На взлётную

Авиапром

Публикации

Мемориал Испытателей

Валерий Евгеньевич Меницкий

Советы всем, кто хочет летать и не падать

(Приложение к книге "Моя небесная жизнь")
 

К предисловию

 

Перед полётом внимательно прочитай задание. Если это испытательный полёт, поговори лично с каждым специалистом, если обычный - то с инструктором. Обязательно проведи тренаж. Если есть такая возможность - то в кабине самолёта, если нет - "проиграй" полёт мысленно в уединённой комнате.

Если до полёта остался хоть один нерешённый вопрос - не лети, иначе этот вопрос "догонит" тебя в полёте, и это может решить твою судьбу!


Помни: самолёт - твоё друг, товарищ, брат. Относись к нему не как к "материальной части", а как к живому существу. Только в этом случае ты можешь рассчитывать на взаимность. Сделай для самолёта всё возможное, и он ответит тебе тем же!

 

Перед началом выполнения полёта внимательно осмотри кабину и проверь, чтобы в ней не было посторонних предметов, а все рычаги, краны и тумблеры находились в соответствующем положении. Не забудь, что у комбинезона должны быть застёгнуты на молнии все карманы, а планшет должен быть не только закрыт, но и закреплён.

Любой посторонний предмет в полёте сродни мине замедленного действия - может "взорваться" в самый неподходящий момент.

Упорство поможет тебе в достижении цели; упрямство может перечеркнуть всё, чего ты достиг в жизни. Лётчик должен всегда уметь вовремя остановиться. Небо не прощает упрямства, и поэтому в могилах по всему миру лежат останки многих начинающих пилотов и воздушных асов, которые не смогли понять разницу между упорством и упрямством.


При включении любого АЗС (автомата защиты сети) или тумблера руководствуйся правилом: "Сначала посмотри - потом включи". Работать как автомат должны все системы самолёта, лётчик же должен делать всё зряче и осознанно.


При выполнении полёта с двумя и более двигателями будь предельно внимательным. При возникновении нештатной ситуации и необходимости предпринять экстренные действия с одним из них сначала убедись в том, что ты действуешь правильно. Скажи себе: "Останавливаю левый двигатель" (в случае если надо остановить левый двигатель) и обязательно взглядом убедись, что руки держат именно левого двигателя. Иначе вместо "больного" двигателя ты рискуешь остановить "здоровый".

Золотое правило: "Проверь, посмотри и только потом действуй!"


На взлёте шасси убирают только после отрыва от земли и набора скорости - поступательной и вертикальной.

Привычка - вторая натура

Курить и пить - себя и технику губить. По статистике, 80 процентов курящих более подвержены воздействию вирусов и болезнетворных микробов, чем некурящие, а следовательно, чаще болеют. Чрезмерное употребление алкоголя разрушает психику лётчика и притупляет его реакции.


Надевай ППК смолоду - будешь любить до старости

Не оставляй торможение на конец полосы, а любовь на старость

Не пренебрегай в полёте противоперегрузочным костюмом (ППК). Не зря говорят: "Надевай ППК смолоду, будешь любить до старости".

Не оставляй торможение на конец полосы, а любовь на старость


Тайное становится явным

В авиации ложь - это тот же скрытый дефект: рано или поздно она вылезет наружу, и скорее всего, с тяжкими последствиями.

Если в чём-то сомневаешься - не продолжай задание, а возвращайся домой. Если на вопрос, возникший в полёте, ты не можешь определённо ответить "да" или "нет", всегда отвечай "нет".


Если в полёте что-то произошло, а ты не можешь сразу понять причину этого и принять решение, не паникуй, а вспомни своё последнее действие. В 95 процентах случаев это - ниточка к принятию правильного решения.

Если ты попал в непонятную ситуацию - вернись в безопасную зону.


Сначала посадка - потом анализ!

Если в полёте ты допустил ошибку и вовремя её заметил, быстро её исправь и - забудь о ней. Твоя главная задача - успешно завершить полёт. Вопросы "как?" и "почему?" ты её совершил, задавай себе после полёта. Подробно вспомни все его детали и постарайся найти ответы на эти вопросы.

 

Хорошо просчитывает варианты своих действий не тот лётчик, который это делает быстро, а тот, кто способен это сделать вовремя и правильно

При полёте в пилотажной зоне не забывай периодически контролировать своё местоположение по наземным ориентирам и радиосредствам. Ты всегда должен точно знать, где ты и где твой аэродром. Малейшее расслабление может привести к потере ориентации и повлечь за собой непредсказуемые последствия.



При полётах по маршруту ни на минуту не расслабляйся - это гарантия успешного полёта. Точно держи курс, высоту и скорость самолёта. Проверяй скорость ветра. Постоянно сверяй по карте и радиотехническим средствам своё местонахождение и следи за остаткам топлива. Только при таком контроле ты точно придёшь на аэродром посадки, ибо даже современный навигационный комплекс может тебя подвести в самый неподходящий момент.



Если ты потерял ориентировку и не узнаёшь местность, срочно займи оптимальный эшелон, выбери скорость, соответствующую максимальной продолжительности полёта, и встань в вираж с малым креном. Не трать нервы и время на пустые вопросы типа: "Как же я попал в это дерьмо?" и "Что теперь со мной будет?". Сконцентрируйся на немедленном выполнении действий, часть из которых ты уже выполнил (эшелон, скорость, вираж).

Теперь необходимо восстановить место самолёта (МС). Для этого доложи осложившейся ситуации РП (руководителю полётов) и запроси свои координаты. Проверь работу навигационного комплекса, средств радиотехнического контроля, не забудь и природных ориентирах - солнце(луне), лесных массивах, горах, словом обо всём, что поможет тебе в определении своего местоположения, и вспомни правила восстановления ориентировки в данном районе.

Определив МС, спокойно иди на аэродром, думая только оправильном заходе на посадку и самой посадке.

После полёта постарайся до малейших деталей вспомнить, что помешало тебе контролировать МС, и проанализируй эти причины и свои действия. Одно то, что ты это делаешь сам, уже хорошо. Было бы гораздо хуже, если бы за тебя это делали коллеги после твоих похорон. Постарайся больше не попадать в такую неприятную ситуацию - она опасна для жизни.

Если ты вдруг почувствовал, что полёт даётся тебе очень тяжело - а это бывает приполётах в облаках как днём так и ночью, - вспомни правило: "не мешай самолёту лететь, он может летать сам".

Помни: твой самолёт устойчив, значит, он может самостоятельно сохранять режим. Отпусти ручку управления, и ты сразу поймёшь, в чём дело: либо ты действительно устал, либо он плохо сбалансирован триммерами (по усилиям).

Если срабатывает аварийная сигнализация одной из систем, а показания приборов при этом остаются в норме, отнесись к этой ситуации серьёзно:прекрати выполнение задания и немедленноиди на посадку. При этом действуй по инструкции.

Необходимо помнить: чем хуже погода, тем больше должен быть запас топлива на посадке. Малый запас топлива и плохая погода - это не твой вариант.

Если неожиданно для тебя зажглась лампа аварийного остатка топлива - не паникуй. Помни: главное сесть на аэродром. Поэтому не теряй времени на поиск ответов на вопросы типа: "Из-за чего это могло произойти?" и "Какое нказание мне за это последует", не растрачивай свою энергию и не распыляй внимание - они тебе понадобятся в ближашие минуты.

Немедленно предприми следующие действия. Займи оптиимальную высоту и выбери скорость, соответствующую максимальной продолжительности полёта. Определи своё местоположение, сообщи о случившемся "на землю" и добейся подтверждения, что твоё сообщение принято и понято правильно.

Согласуй с наземными службами выход на ближайший аэродром и немедленно иди на него. Только после этого, если позволяет время, попробуй установить причину утечки топлива.

Сосредоточься на заходе на посадку. Шасси выпусти перед дальним приводом и не забудь проконтролировать его над ближним. В течение всего захода на посадку (особенно в сложных условиях) руководитель полётов должен давать тебе дальность и курс на ВПП.

После выполнения посадки, особенно при минимаальном остатке топлива, зарули на ближайшую стоянку или РД(рулёжную дорожку) и сразу выключи двигатель. Если на самолёте два или больше двигателей, после посадки оставь работающим только один, необходимый для заруливания. Если этого не сделать, двигатели могут остановиться сами и тогда пригодны только на списание.

При посадке на мокрую или скользкую взлётно - посадочную полосу торможение следует производить в следующем порядке: сначала аэродинамика, потом парашют или реверс тяги, и уж, только потом - штатные тормоза

Помни: большинство лётных происшествий совершается на посадке. Поэтому неправильный расчёт посадкой не исправляй - обойдётся дороже и себе и технике.

Вышел на прямую посадку - проверь шасси, выпустил закрылки(щитки) - проверь шасси, прошёл дальний привод - проверь шасси. Когда ты уже сел и рулишь - забудь про кран шасси.

При необходимости совершить вынужденную посадку ты должен выбрать для этой цели знакомую тебе(хотя бы информативно) площадку. В противном случае, земля, которая сверху кажется ровной, может преподнести тебе неприятные сюрпризы, в виде ям, канав, бугров, металлолома, прикрытого травой, и проч., а это чревато самыми неприятными последствиями.

Если при заходе на посадку без двигателя ты пришёл на контрольную точку на нужной высоте, строго следи за скоростью - в этом случае у тебя есть шанс сесть на полосе.

Если высоты не хватает, тем более следи за скоростью, ибо, возможно, это твой единственный шанс вообще сесть. Но в такой ситуации, особенно если ты не уверен в благополучном исходе, следует подумать о катапультировании как о более правильном варианте.

В случае, если техника, на которой ты совершаешь полёт, серийная, или площадка для вынужденной посадки тебе не знакома, единственное правильное решение - отвернуть самолёт в уединённое место и катапультироваться. Это решение доставит много радости твоим родным, близким, товарищам и коллегам.

Если возникла необходимость катапультироваться, но самолёт ещё управляем, постарайся отвернуть его в безлюдную местность. Сконцентрируйся, сгруппируйся и только после этогоприведи в действие рычаги и кольца катапульты - буквально через мгновение ты окажешься вне "кабинета". Оставайся в сгруппированном положении до раскрытия парашюта. После того как он раскрылся, постарайся определить место своего возможного приземления (или приводнения) и помни: это очень важный момент в твоей борьбе за жизнь. Поэтому не расслабляйся ни на секунду и не спеши вздыхать с облегчением: "Ну вот, вроде бы и живой"

Теперь всё внимание приземлению(приводнению). Быстро вспомни порядок действий и приготовь себя к этому важному моменту. Помни: почти в 50 случаях из 100 лётчик получает травмы именно в момент соприкосновения с землёй (водой).

И только в тот момент, когда к тебе подъехали товарищи или тебя подобрал вертолёт, ты можешь наконец расслабиться и поблагодарить Всевышнего, подарившего тебе вторую жизнь. Вот теперь действительно всё самое страшное - позади.

После полётов обязательно посмотри и проконтролируй все материалы записывающей аппаратуры. Это поможет тебе как бы заново совершить полёт и в спокойной обстановке увидеть как на дадони все допущенные тобой ошибки. А это гарантия того, что в следующем полёте тебе удастся их избежать. Чем больше смотришь "чёрный ящик", тем меньше шансов "сыграть в ящик".

Соответствие самолёта заданным требованиям - это задачи, которые сообща решают конструкторы, инженеры и лётчики. Комфортность управления всеми системами самолёта, простота выполнения взлёта, захода на посадку и посадки, удобство снятия и обработки информации - это разделы прямой ответственности лётчика - испытателя.

Требования, предъявляемые к лётчику - испытателю, - самые высокие и жёсткие. Его квалификация должна позволять ему летать на самых строгих самолётах в самых сложных, часто аварийных ситуациях. Но- его главная задача - добиться, чтобы в эксплуатацию был рекомендован безопасный боевой комплекс, рассчитанный на среднего строевого лётчика.



ПРОМЫШЛЕННАЯ БАННЕРНАЯ СЕТЬ


АвиаТОП Яндекс цитирования Экстремальный портал VVV.RU

Ассоциация Государственных научных центров России
Rambler's Top100


Сайт создан в системе uCoz



ПРОМЫШЛЕННАЯ БАННЕРНАЯ СЕТЬ