Взлётная полоса

Авиапром

Мемориал испытателей

Михаил Михайлович ГРОМОВ

(1899 - 1985)

М.М.Громов родился 24 февраля (11 ст. стиля) 1899 года в Твери, в семье врача. Генерал-полковник авиации (1944), Герой Советского Союза (1934 г., Звезда Героя № 8). Профессор (1937). Заслуженный летчик (1925). Заслуженный мастер спорта (24.04.1969). Член КПСС с 1941 года.

Михаил Михайлович Громов, окончив реальное училище Воскресенского (одно из лучших учебных заведений Москвы), поступил в Высшее техническое училище (ныне имени Баумана), но вскоре перешел на открывшиеся при МВТУ Теоретические курсы авиации, которыми руководил Н.Е.Жуковский.

После окончания курсов Жуковского, давших серьезную теоретическую подготовку, Громов, как и все курсанты, обучался летному искусству в Центральной московской школе авиации, которую закончил в 1918 году. С 1918 года он - в рядах Красной Армии. Участвовал в гражданской войне на Восточном фронте.

Вернувшись с фронта, работал летчиком-инструктором в летной школе, затем летчиком-испытателем, сначала в НИИ ВВС Красной Армии, а с 1927 года - в ЦАГИ. С 1936 года - шеф-пилот ЦАГИ. При участии М.М.Громова были испытаны почти все самолеты ЦАГИ. Им был испытан и самый большой в мире самолет АНТ-20 "Максим Горький", который был показан на первомайском параде.

Учитывая высокую квалификацию и талант первоклассного летчика, ему поручались летные задания, прославлявшие нашу Родину.

1925 год: М.М.Громов - участник первого дальнего перелета советских летчиков Москва - Пекин - Токио. За образцовое выполнение задания его наградили орденом Красного Знамени, а японское правительство представило к высшей награде своей страны - "Ордену восходящего солнца". В этом же году М.М.Громову было присвоено звание Заслуженного летчика СССР.

1926 год: вместе с механиком Е.Родзевичем М.Громов совершил рейд по столицам Европы на самолете АНТ-3 "Пролетарий". Задание было блестяще выполнено. Первый советский цельнометаллический самолет пролетел 7150 км за 34 часа 15 мин летного времени.

"Старые летчики Франции, - пишет в своей книге "Через всю жизнь" М.М.Громов, - прислали поздравления и приняли меня в свой самый почетный клуб "Старые стволы". После этого полета за мной утвердилось негласное название летчика № 1. Что может быть более почетным, высоким и дорогим!"

1929 год: на пассажирском самолете АНТ-9 "Крылья Советов" М.Громов выполнил еще один дальний перелет по маршруту Москва - Берлин - Париж - Рим - Лондон - Варшава, покрыв расстояние 9037 км за 53 летных часа.

1934 год: экипаж в составе М.М.Громова, А.И.Филина и И.Т.Спирина на самолете АНТ-25 установил мировой рекорд дальности беспосадочного полета по кривой - 12411 км за 75 часов (предыдущий мировой рекорд в 9104 км принадлежал с 1933 года французским летчикам).

28 сентября 1934 года за героизм и самоотверженность, проявленные во время испытаний самолета АНТ-25 Михаилу Михайловичу Громову было присвоено звание Героя Советского Союза.

1936 год: на новом самолете АНТ-35 М.Громов совершил перелет из Москвы в Ленинград и обратно в рекордно короткий срок, расстояние 1266 км пройдено за 3 часа 38 минут (средняя скорость 350 км/ч).

Июль 1937 года: на самолете АНТ-25 (РД-1) экипаж в составе М.М.Громова, А.Б.Юмашева, С.А.Данилина осуществил беспосадочный перелет по маршруту Москва - Северный полюс - Сан-Джасинто (США). Расстояние 10148 км пройдено за 62 часа 17 минут. Советские летчики установили мировой рекорд дальности по прямой. Члены экипажа были удостоены звания Героев Советского Союза, а Михаил Михайлович был награжден орденом Красного Знамени.
Международная авиационная федерация ФАИ наградила участников перелета медалью де Лаво за лучшее достижение 1937 года. В течение трех лет перед этим медаль никому не присуждалась за отсутствием достойных кандидатов.

1937 год: Высшая аттестационная комиссия присвоила М.М.Громову ученое звание "Профессора по технической эксплуатации самолетов и моторов".

1941 год: М.М.Громова назначают в только что созданный Летно-исследовательский институт (ЛИИ) Наркомата авиационной промышленности. Он стал первым его начальником.

26 апреля 1986 года Постановлением Совета Министров СССР Летно-исследовательскому институту МАП присвоено имя Героя Советского Союза Михаила Михайловича Громова.

В начале Великой Отечественной войны М.М.Громов с группой советских летчиков командируется в США за получением самолетов по ленд-лизу.

С первых чисел декабря 1941 года М.М.Громов - в действующей армии: сначала командир 31 смешанной авиационной дивизии, затем Командующий ВВС Калининского фронта. С мая 1942 г. - командующий 3-й воздушной армией, с мая 1943 г. - командующий 1-й воздушной армией. За умелое руководство французскими летчиками эскадрильи "Нормандия", входившей в состав 1-й воздушной армии, М.М.Громов был награжден правительством Франции высшим орденом страны - Командорским орденом Почетного легиона.

Июнь 1944 года: М.М.Громов был назначен на должность начальника Главного Управления боевой подготовки фронтовой авиации, а затем, в 1946 году, - заместителем командующего Дальней авиации по боевой подготовке.

1949 - 1955 годы: М.М.Громов - на руководящей работе в Министерстве авиационной промышленности. Он был инициатором и идейным руководителем единственной в стране школы по подготовке летчиков-испытателей. Михаил Михайлович придавал большое значение научной психологии в летном деле. В своих книгах ("Заметки о летной профессии", "Тому, кто хочет летать и работать лучше", "Через всю жизнь") и многочисленных статьях он завещал молодежи постоянно заниматься самовоспитанием и самосовершенствованием. Его формула: "Чтобы овладеть надежно техникой, нужно, прежде всего, надежно владеть и управлять собой" в равной степени относится к летчикам, морякам, инженерам, космонавтам и др.

Михаил Михайлович был разносторонне образованным человеком. Он страстно любил искусство, сам прекрасно рисовал, знал наизусть и любил читать для друзей стихи Пушкина, Лермонтова, Омара Хайяма, Гоголя... Любимым композитором его был С.Рахманинов, концерты которого он мог воспроизводить, используя свой дар к художественному свисту...

С молодости и до конца дней своих он не расставался со спортом и физический культурой. В 1923 году он стал первым чемпионом страны среди штангистов в тяжелом весе. Позже, после Великой Отечественной войны М.М.Громов несколько лет возглавлял Федерации по тяжелой атлетике СССР.

Обложка книги М.М.Громова 'Через всю жизнь'

Занятия спортом позволили ему совершить первый в мире парашютный прыжок с самолета, вошедшего в плоский штопор. Было это в 1927 году.

Михаил Михайлович положил начало также распространенному теперь и любимому молодежью пятиборью, организовав после войны первую пятиборную группу, для занятий в которой он и сам находил время.

На протяжении всей своей жизни и деятельности М.М.Громов вел большую общественную работу. Дважды избирался депутатом в Верховный Совет СССР.

В последние годы много сил и энергии он отдавал работе в Совете ветеранов войны 1-й воздушной армии, председателем которого являлся с первого дня его организации и до последнего дня своей жизни - 22 января 1985 года.

Родина высоко оценила заслуги Михаила Михайловича Громова в становлении и развитии нашей авиации. Он был награжден 4мя орденами Ленина, 4мя орденами Красного Знамени, 3мя орденами Красной Звезды, орденами Октябрьской революции, Отечественной войны 1-й степени, Суворова II степени и многими медалями.



ПРОМЫШЛЕННАЯ БАННЕРНАЯ СЕТЬ


АвиаТОП Яндекс цитирования Экстремальный портал VVV.RU

Ассоциация Государственных научных центров России
Rambler's Top100
Hosted by uCoz



ПРОМЫШЛЕННАЯ БАННЕРНАЯ СЕТЬ