Потенциал завода-изготовителя по выпуску и ремонту самолётов Як-18Т
Взлётная полоса

Авиапром

Комплект литературы по самолёту Як-18Т

Потенциал завода-изготовителя
по выпуску и ремонту самолётов Як-18Т

Выступление на Лётно-технической конференции
по опыту лётной и технической эксплуатации самолёта Як-18Т
(22 - 23 декабря 1998 г.)

Выпуск учебно-тренировочных самолётов Як-18Т на Смоленском авиационном заводе был начат в 1972 г., и до 1982 г. было изготовлено 537 самолётов. Эксплуатировались эти самолёты в основном в училищах гражданской авиации (Сасовском, Кировоградском, Актюбинском, Бугурусланском и Краснокутском) Небольшое количество самолётов эксплуатировалось в ДОСААФ и за рубежом (12 самолётов на Кубе).

За весь период производства и эксплуатации самолётов заводом совместно с ОКБ проводилась большая работа по конструкторской доводке по замечаниям эксплуатации, результатам ресурсных, контрольно-ресурсных и периодических испытаний. За этот период было выпущено 222 бюллетеня, направленных на устранение замечаний и повышение надёжности.

В ноября 1988 г. знаменитым приказом МГА № 21 эксплуатацию самолётов предписывалось прекратить, а самолёты списать. Оставались самолёты только за рубежом и в Актюбинском училищне. Основываясь на этом приказе и по согласованию с руководством МАП вся оснастка на заводе была списана и утилизирована.

Изменилось время. Появились инвесторы, желающие вложить средства в прогрессивные технологии, появились надежды на то, что лёгкие самолёты будут пользоваться спросом на рынке. Высокая надёжность самолёта и большие возможности его модернизации - всё это побудило нас в 1992 г. принять решение о возобновлении производства самолётов Як-18Т. В марте 1993 г. была закончена постройка и проведены испытания первого самолёта после возобновления производства.

Следует особо отметить, что подготовка повторного производства самолёта осуществлялась на основе имеющегося на заводе опыта применения в подготовке производства электронных плазов, программной обработки оснастки на основе математической модели обводов самолёта. В результате резко улучшилось качество аэродинамических контуров самолёта, снизились подгоночные работы и в конечном итоге всё это отразилось благотворно на ресурсе и надёжности планера.

Самолёт Як-18Т по техническим условиям на его изготовление называется учебно-тренировочным и проходил Госиспытания в этой категории. При возобновлении производства самолёта в 1992 г. появилось желание расширить назначение самолёта в качестве самолёта нормальной категории. Также, учитывая, что самолёт проектировался в начале 70-х годов, было решено его модернизировать. Был разработан План-график, по которому предусматривалось:

    по улучшению лётно-технических характеристик:
  • разработка и внедрение в серию баков-кессонов;
  • установка дополнительного топливного бака;
  • установка трёхлопастного воздушного винта MTV-9;
  • установка закрылка вместо посадочного щитка;
  • улучшение дизайна дизайна кабины, приборной доски, кресел, дивана.
    по модификации самолёта:
  • доработка фюзеляжа под новый фонарь;
  • цельнометаллическая конструкция крыла и оперения;
  • новый капот;
  • новые лобовые жалюзи, система управления двигателем;
  • изменение состава пилотажно-навигационного оборудования и др.

Из всех работ только работы по бак-кессону доведены до этапа лётных испытаний. Остальные остановились на разных стадиях, а некоторые не начинались.

За 5 лет с 1993 по 1998 г. было выпущено 62 самолёта. Это не значит, что завод не в состоянии произвести больше самолётов. Оборудование и оснастка, задействованные в производстве данного типа самолётов, обеспечивают выпуск до 10 самолётов в месяц. Но начавшийся в 1992 году интенсивный рост цен на энергоносители привёл к росту цен на материалы, комплектующие изделия. В результате возросла цена на самолёт. Спрос на них резко упал. Производство почти полностью остановилось. В этом 1998 году выпущено всего 4 самолёта.

Из 62 самолётов на сегодняшний день эксплуатируются 14 в Ульяновском высшем лётном училище, 7 в Федеральной пограничной службе. С ними у нас сложилось определённое сотрудничество. Им оказывается помощь, консультации, поставляются по заказам детали и узлы.

Что касается остальных 40 самолётов, то судьба их и местонахождение нам малоизвестны. Это создаёт проблемы с их обслуживанием.

В условиях, когда производство самолётов резко упало, мы задумались о возможности выполнения ремонта самолётов на нашем заводе.

К моменту отхода первых самолётов Як-18Т в ремонт специалистами завода было разработано Руководство по капитальному ремонту самолёта Як-18Т, в котором изложен ремонт планера и систем самолёта. Определены параметры допустимых отклонений, указаны способы ремонта тех или иных дефектов. В процессе ремонта первых пришедших в ремонт на Винницкий авиаремонтный завод самолётов Руководство было отработано и уточнено.

Завод располагает квалифицированными кадрами, оборудованием, оснасткой, средствами объективного контроля, возможностью быстро произвести любую запчсасть к самолёту. Понятно, что ремонт планера, самолётных систем не представляет трудности. Это освоенные процессы в процессе производства самолётов. Некоторые проблемы возникают с ремонтом комплектующих изделий. Что касается гидрогазовых агрегатов, то эта работа знакомая и привычная. Ремонт приборного и радиооборудования нас несколько настораживает в силу его непривычности. Но мы надеемся, что быстро и его освоим. С этими проблемами мы разбирались. Группа наших специалистов выезжала на ремонтный завод, где знакомилась с процессом производства ремонта. Единственное препятствие в этом - это необходимость приобретения утверждённой ремонтной документации на ПКИ и получение права на производство ремонта самолёта Як-18Т.

Организация ремонта самолётов Як-18Т на заводе-изготовителе - ОАО "Смоленский авиационный завод" позволила бы в перспективе кроме ремонта оказывать потребителю дополнительно ряд услуг по модификации самолёта. На сегодня у нас есть возможность устанавливать (заменять) на самолёты консоли крыла с кессоном вместо топливного бака. Документация на такое крыло разработана, согласована ОКБ им. Яковлева - разработчиком самолёта. Установка крыла с кессоном позволяет вдвое увеличить дальность полёта. Может быть проведена ещё одна доработка, направленная на увеличение дальности полёта в перегоночном варианте - это установка дополнительного топливного бака в багажном отсеке. Бак легко устанавливается и легко снимается, что позволяет использовать его по мере необходимости. Установка такого топливного бака увеличивает дальность полёта в перегоночном варианте в 1,5 раза. Возможна замена отделки салона на улучшенную с учётом пожеланий заказчика. Кроме этого, имеются наработки по установке обтекателя воздушного винта, замены остекления фонаря, что приласт самолёту более привлекательный внешний вид, уменьшит лобовое сопротивление, улучшит обзор. Но здесь тербуется сотрудничество с ОКБ им. Яковлева. Сейчас в этом направлении наметились положительные сдвиги.

В настоящее время по просьбам заказчиков мы выполняем отдельные работы по ремонту самолётов - перекраска самолётов, замена резинотехнических изделий, перетяжка тканевых обшивок крыла, оперения, рулей и элеронов.

Мы считаем, что организация ремонта самолёта Як-18Т на ОАО "Смоленский авиационный завод" позволит иметь высокое качество ремонта - не хуже, чем на ремонтных заводах, которые сегодня оказались в основном за пределами России, предоставить потребителю ремонта ряд услуг по повышению тех или иных характеристик самолёта, какие ремонтные заводы сегодня предоставить не могут.

Опыт эксплуатации и ремонта самолётов Як-18Т позволяет, по нашему мнению, поставить вопрос о сокращении объёма капитального ремонта, т.е. помимо обязательных работ, как то: замена полотна обшивки, замена резино-технических изделий, перекраски - остальной объём определять по механическому состоянию самолёта.



ПРОМЫШЛЕННАЯ БАННЕРНАЯ СЕТЬ


АвиаТОП Яндекс цитирования Экстремальный портал VVV.RU
SmazLOG

Сайт находится в каталоге Апорт
Rambler's Top100

Hosted by uCoz



ПРОМЫШЛЕННАЯ БАННЕРНАЯ СЕТЬ