На взлётную
Техника АОН
Ретро

История создания и восстановления самолёта Ли-2

В 1935 году в Америке компанией "Дуглас" был рожден ДС-3 - самолет, срок жизни которого был определен как бесконечность. Даже если вы никогда не учили сопромат, то без труда поймете, что такое конструкция, в которой ни одна деталь не работает на излом - только на сжатие и кручение. До сих пор во всем мире содержать этих "стариков" считается почетно и престижно, их жалует южноамериканская наркомафия, ими до сих пор укомплектована "Аляска Эйрвейз".

В 30-х годах чертежи "Дугласа" украли немцы, но не смогли перевести в метрическую систему мер.

Конструкция "ДС-3" из дюймовой в метрическую систему была пересчитана группой конструкторов конструкторского бюро Мясищева В.М. и внедрена в производство под руководством Лисунова Б.П. С 1939 года на заводе №84 (г. Химки), а с 1941 года на заводе №33 (г.Ташкент) до 1954 года было выпущено 4863 самолета "Ли-2" различных модификаций.

Это был самый массовый самолет в сороковых и пятидесятых годах в СССР Именно такой самолет привез в Москву акт о капитуляции Германии (полёт выполнял экипаж А.И.Семенкова), а потом - и знамя Победы, которое водружали над поверженным рейхстагом. Это был первый самолет, на котором совершал свои послевоенные рейсы Аэрофлот, на котором осваивали Антарктиду. Но потом их стали забывать: отслужившие в худшем случае списывали в металлолом, в лучшем - ставили на постаменты в пионерских лагерях.

Самолет "Ли-2" регистрационный номер 01300 ФЛА РФ (Федерация любителей авиации России), заводской номер 23441605 был выпущен на заводе г. Ташкент в 1952 году в транспортном варианте. В течении двадцати лет использовался в Центральном аэроклубе им. Чкалова В.П. ДОСААФ СССР в качестве транспортного самолета сборных команд СССР по самолетному, планерному, парашютному спорту и имел регистрационный номер ВВС "03".

В 1972 году, по истечении данного самолету календарного ресурса 20 лет, при общим налете 6587 часов 37 минут, ЗООО посадок и пять капитальных ремонтов самолет был списан и заброшен на краю Тушинского аэродрома (г.Москвы). Несколько лет в ржавеющем корпусе жил бомж.

Спустя два десятка лет самолет нашел Олег Лякишев, бывший пилот Аэрофлота. Пилотов рано отправляют на пенсию. А у Олега каждый летный год шел за два, и за двадцать пять лет он провел в воздухе времени больше, чем на земле. Возил колхозную скотину в Костроме, зэков в Туле, химию для полей, а потом перебрался в Тушино. Здесь-то и встретились два пенсионера, и один решил посвятить другому весь остаток жизни.

    В марте 1992 года группа специалистов ФЛА России:
  • Президент ФЛА России, заслуженный летчик-испытатель, летчик-космонавт СССР Волк Игорь Петрович,
  • Вице-Президент ФЛА России, 2-й пилот Громцев Николай Вячеславович,
  • Руководитель проекта восстановления Ли-2, Командир экипажа Ли-2 Лякишев Олег Станиславович,
  • Инженер конструкции планера, директор ИЧП "АВИОН" Шнырёв Андрей Геннадьевич,
  • Инженер по электро-, радио-, приборному оборудованию, бортинженер Ли-2 Евлошевич Петр Станиславович,
  • Инженер по двигателям и системам управления, бортмеханик Ли-2 Матвеев Олег Викторович,
  • Спонсор, соучредитель ФЛА России, Вице-президент Концерна "ЗИНГЕР" Комаренко Григорий Алексеевич

приступили к восстановлению самолета до летного состояния.

Предварительно была проведена дефектоскопия планера, шасси, крыла, обшивки фюзеляжа, подвески двигателей и самих двигателей специалистами завода им. Хруничева. По результатам экспертизы было принято окончательное решение о начале восстановительных работ на Тушинском аэродроме под открытым небом.

    В результате напряжённой работы, часто в ночное время, с привлечением студентов - добровольцев из МАИ, самолет в начале ноября 1992 года был представлен на обследование Технической комиссии ЛИИ им. Громова. 13 ноября 1992 года комиссия дала положительное заключение на годность самолета к контрольному облёту в районе аэродрома и экипаж в составе:
  • Заслуженный лётчик-испытатель Волк Игорь Петрович
  • пилот Лякишев Олег Станиславович,
  • бортмеханик Матвеев Олег Викторович

произвели первый полёт этого самолета Ли-2 - одного из двух летающих в мире (второй находится в Венгрии) - в его второй жизни.

С ноября 1992 года по декабрь 1993 года на самолете проводились работы по внутренней отделке, внешней покраске (окраску оставили историческую - голубой низ, зеленый верх, красные звезды на киле и консолях), замена двигателей, установка штатного приборного оборудования, автопилота, современных навигационных средств и радиостанции.

Маршрут перелёта самолёта Ли-2 по трассе Аляска-Сибирь

23 июля 2000 года с одобрения Президента Российской Федерации Путина В.В. и высочайшего благославления Патриарха Всея Руси Алексия Второго выполнен трансконтинентальный полет на ЛИ-2 "Дорогой отцов" по трассе перегонки 1942-1945гг. Аляска-Сибирь в память о погибших участниках перегонки и чести ветеранов Великой Отечественной войны.

Маршрут исторической трассы "Алсиб" ("Аляска-Сибирь"), по которой в годы войны в нашу страну поступала из США авиационная техника. Экипажи "воздушных извозчиков" принимали участие в боевых операциях на всех фронтах - от Балтики до Адриатики. Они доставляли продовольствие и боеприпасы в блокированный Ленинград осенью 1941 года,

забрасывали десанты в тыл гитлеровцам во время битвы под Москвой, доставляли оружие и снаряжение партизанам Белоруссии, Украины, Польши, воинам народно-освободительной армии Югославии.

По трассе "Алсиб" за три военных года было доставлено около 8 тысяч истребителей "Аэрокобра", бомбардировщиков "Бостон" и "Митчелл". А всего по ленд-лизу советские ВВС получили от американцев и англичан более 18 тысяч самолетов. Каждый седьмой самолет, на котором советские асы били фашистов на земле, в небесах и на море, был союзническим.

Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин из 59 поверженных гитлеровских стервятников 48 сбил, сражаясь на "Аэрокобре". Конечно, и на отечественных самолетах наши пилоты действовали эффективно. Другой трижды Герой, Иван Кожедуб, все 63 свои победы одержал на истребителях Лавочкина. А на самом скоростном и маневренном истребителе Як-3 били асов Люфтваффе летчики французской дивизии "Нормандия-Неман".

Содружеству союзников по антигитлеровской коалиции и 55-летию Победы и был посвящен перелет "Дорогами отцов". Он пройдет над тайгой через Красноярск, Киренск на Лене, Якутск, Верхоянский хребет в районе полюса холода, Сеймчан на Колыме, Чукотку, где были расположены аэродромы "Алсиба", Берингово море, а дальше по американо-канадской части маршрута до Сиэтла. Руководил перелетом вице-президент Федерации любителей авиации Олег Лякишев.

С ноября 1992 года по июнь 2004 года он выполнял полёты по патриотическим программам на этом одном из двух существовавших в мире летном экземпляре самолёта-ветерана. В 1999 году по инициативе Мэра г. Москвы Лужкова Ю.М. и по высочайшему благославлению Патриарха Всея Руси Алексия Второго выполнил полеты по городам - Героям и доставке Знамени Победы к Могиле Неизвестного Солдата к Кремлевской Стене.

За восстановление самолета Ли-2 в 1998 году Международная авиационная федерация (ФАИ) присудила Лякишеву О.С. почетный диплом "Феникс".

К сожалению, 26 июня 2004 г. самолёт Ли-2 № 01300 потерпел катастрофу при взлёте с аэродрома Мячково, унеся жизни О.С.Лякишева и членов его экипажа.

 


АвиаТОП Яндекс цитирования Экстремальный портал VVV.RU

Сайт находится в каталоге Апорт
Rambler's Top100