На взлётную |
Авиапром |
В один из ноябрьских дней 1958 года на испытательном аэродроме неожиданно тревожно завыла сирена. Издалека было видно, как бешено завертелись лопасти поисково-спасательного вертолета, как, застегивая на ходу теплые куртки, быстро побежали к нему спасатели и как стремительно, едва они уселись на свои места, крылатая стрекоза помчалась в сторону соседнего аэродрома. Что же произошло? |
|
На экспериментальном реактивном истребителе с маленьким треугольным крылом на высоте 8 тысяч метров после помпажа встал двигатель. Самолет, теряя с каждой секундой высоту, пошел вниз. Летчик — это был Герой Советского Союза В. П. Васин — не спешил катапультироваться. Методика запуска турбореактивных двигателей в воздухе была к тому времени тщательно отработана в испытательном институте, где работал Валентин Петрович. Поэтому он проделал ряд нужных манипуляций, попытался запустить двигатель, но на все его усилия стрелки приборов не реагировали. Третья и четвертая попытки запуска тоже ничего не дали. Самолет снижался. Высота уже около пяти километров. Летчик знал, что под крылом запасной аэродром. Он решил посадить машину с остановившимся двигателем. Производить безмоторные посадки Васину приходилось не раз, только на поршневых истребителях. В этот раз летчик, рассчитав маневр, посадил машину нормально. Правда, при посадке самолет все же сильно ударился передней стойкой о фонарь освещения ВПП ночью, и она сложилась. Васин пережил тревожные минуты, пока машина не остановилась. - Попытался открыть фонарь — не получается, — вспоминает Валентин Пет¬рович то давнее ЧП в воздухе, — осмот¬релся. Пожара нет, дыма не видно. Вдруг гляжу, бежит пожарный, в блес¬тящей каске, с огромным топором. Выражение лица выдает намерение разнести вдребезги фонарь моего истребителя, а меня спасти. Я его вовремя остановил... До этого уже были сигналы о помпаже реактивных двигателей, неисправнос¬тях их топливной автоматики, в резуль¬тате чего они не запускались и летчики были вынуждены оставлять машины. После выше описанного случая В. П. Васину и ведущему инженеру В. П. Смирнову поручили разработать методику бездвигательных посадок на истребителях Су-7, МиГ-21. И вот снова полеты — с десятками режимов по определению допускаемых высот, углов атаки, кренов, скоростей при полете реактивного самолета с выключенным двигателем, по исследованию работы гидравлических насосов,гидроаккумуляторов и электросистем. Началось с простой, на первый взгляд, проблемы: можно ли сесть с неработающим двигателем на реактивном самолете, а превратилось в целый ряд программ летных исследований по десяткам вопросов, возникавших в процессе испытаний. И только большой опыт испытательной работы, практические навыки В. П. Васина и других летчиков позволили успешно ответить на них. Немалую роль в становлении В. П. Васина как первоклассного летчика сыграли его природные качества: выдержка, мужество, самообладание. Сам Валентин Петрович нередко говорит о том, что очень многим он обязан армии. - 42 года — считайте, вся жизнь — в армии. Здесь прошел нелегкий путь от лейтенанта до генерал-майора авиации, стал коммунистом, поскольку видел, что все хорошие дела, полезная, нужная инициатива начинались с партийного ядра, Армия дала мне специальность, научила ответственности за свои действия и поступки. Хотя я и раньше был человеком обязательным. Но ведь не секрет — военная служба дисциплинирует любого. За свою долгую жизнь летчика-испытателя В. П. Васин ни разу не прыгал с парашютом, не катапультировался для того, чтобы спасти себя, бросив вышедшую из повиновения машину. Сам Валентин Петрович так объясняет этот факт: - Я всегда верю в благополучный исход, как бы драматично ни складывалось положение в воздухе. Мне говорили, что сесть с остановившимся в воздухе двигателем на реактивном истребителе невозможно. А я сел. Правда, если пристальнее вглядеться в прошлое, то можно прийти к выводу, что порой моими поступками при всяких ЧП, особенно в молодости, владела храбрость неведения и юношеское упрямство. А может быть, это кажется? В каждом происшествии у меня возникал резонный вопрос: «Если самолет хоть как-то летит, почему бы его не посадить?» А выбираться из сложных ситуаций мне помогали накопленный опыт, интуиция летчика-испытателя и везение! Чем, если не везением, объяснить тот давний случай, когда я, будучи вынужден приземлиться на Ла-5 зимой на заброшенный танко¬вый полигон, сумел чудом проскочить между надолбами, противотанковыми ежами и остаться целым? Ведь потом, чтобы эвакуировать оттуда истребитель, его пришлось разобрать на части. Везение? Безусловно, есть и оно. Но напомним: заслуженный летчик-испытатель СССР В. П, Васин за свою летную жизнь испытал почти сто типов самолетов. Сколько было критических моментов, а он всегда выходил победителем, и, конечно, не только за счет природных своих способностей и удачи, но, наверно, и потому, что почти 13 лет проработал летчиком-инструктором — сначала в армии в годы войны и после нее, а затем в Школе летчиков-испытателей. Общеизвестно, что львиная доля летных происшествий приходится на взлет и посадку. А инструктор с ювелирной точностью отрабатывает именно эти элементы с десятками и сотнями кур¬сантов, исправляет их ошибки и всегда готов прийти на помощь к растеряв¬шемуся в неожиданной ситуации летчи¬ку. К тому же инструктор проходит двойной профессиональный отбор: первый — при поступлении в обычную летную школу, второй — после ее окончания. Ведь в инструкторы брали и сейчас берут только лучших. За годы войны летчик-инструктор В. П. Васин подготовил более 20 летчиков, которые сражались потом на фронте. - Умом я понимал, — говорит Валентин Петрович, — что делаю нужное дело, но сердцем был в действующей армии. Чего только ни предпринимал, чтобы попасть на фронт! Но никакие ухищрения, никакие рапорты не помогали, Каждый должен выполнять свой долг перед Родиной на своем месте, — повторяли не однажды мне и... оставляли работать дальше. Через несколько лет после окончания Великой Отечественной войны В. П. Васин поступил в Школу летчиков- испытателей. Обучение в этой, первой в мире школе шло методом освоения возможно большего количества типов самолетов. Как вспоминает Валентин Петрович, слушатели «с ужасающей быстротой освоили почти все поршневые и реактивные истребители и бомбардировщики, какие были в испытательном институте». Одна из первых, главных задач состояла в том, чтобы привить каждому летчику универсальные способности, чтобы он мог летать на истребителе и бомбардировщике, на пассажирском и спортивном самолете, чтобы при этом мог сравнивать и оценивать достоинства и недостатки этих машин с тем, чтобы потом внести какие-то изменения в их конструкцию. С самых первых полетов готовили в школе испытателей, которые в будущем, при возникновении нештатных ситуаций, должны рассчитывать только на себя. Окончив школу, В. П. Васин испытывал новые высотные скафандры, обучал молодых летчиков полетам на реактивных самолетах как инструктор, летал на опытном истребителе. За проведение испытаний Е-50 1 мая 1957 года В. П. Васину было присвоено звание Героя Советского Союза. После доводки Е-50 полеты на нем доставляли удовлетворение не только самому Валентину Петровичу, Взлет на этом' истребителе даже со стороны выглядел впечатляюще. Вот как рассказал об этом очевидец, летчик-испытатель И. Шелест в своей повести «Лечу за мечтой»: «Когда, как бы нехотя его самолет тронулся с места, за хвостом, пронзая воздух на многие десятки метров, вырвалось, как из гигантской сварочной горелки, ослепительное жало пламени... Жало это повисло на хвосте, и самолет, все быстрее разгоняясь, словно увлекал его за собой. Так, разогнавшись до 350 километров, сияющий клинок стал отдираться от земли, оставляя за собой неплотный шлейф желтоватого дыма. По мере удаления клинок постепенно превращался в шар, и смотреть на него стало больно глазам. Еще секунды... И вот уже, перечеркивая дугой небо, помчалась ввысь видимая среди белого дня ярчайшая звезда». Шло время, росло летное мастерство и квалификация летчика. В 1966 году он стал заслуженным летчиком-испытателем СССР. — Главное для испытателя — чувство личной ответственности за полет, испытываемую машину. Конечно, надо хорошо летать, ориентироваться в воздухе, как на земле, пилотировать реактивную машину, не глядя на приборную доску. Чувство самолета, способность представлять его в пространстве, не пользуясь показаниями приборов, наиболее необходимы в воздушном бою, когда некогда следить за скоростью, высотой, углом атаки или оборотами двигателя. Есть только противник, и все внимание уделяется ему. Прочувствовав самолет во всех мыслимых и немыслимых положениях, ты полностью сливаешься с ним, и он становится продолжением тебя, — так считает генерал-майор авиации Ге¬рой Советского Союза В. П. Васин. Он по-прежнему на своем боевом посту и, хотя уже не летает, все свои силы отдает воспитанию молодых летчиков, вкладывая опыт и знания в организацию и проведение летных испытаний— ту работу, которая стала его профессией и призванием. В. АГЕЕВ, инженер-испытатель |
|
Сайт создан в системе uCoz
|