|
Авиапром |
Экспериментальные МиГи |
Родился 1 ноября 1923 года в селе Виноградово Воскресенского района Московской области. В 1941 окончил Реутовский аэроклуб. После окончания Чугуевской ВАШЛ в 1944 г. он был оставлен в ней лётчиком-инструктором, в 1947 году, окончив Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу (г. Грозный), был оставлен лётчиком-инструктором в ней. В 1955 - 1957 годах был инструктором в Школе лётчиков-испытателей. С июня 1953 по 1980 Валентин Петрович Васин - на лётно-испытательной работе в ЛИИ. За эти годы он провёл большой объём лётных исследований и испытаний |
За свою долгую лётную жизнь В.П.Васину ни разу не пришлось покинуть самолёт в воздухе. Не исключая, конечно, немалого везения, нужно сказать, что этому способствовала обстоятельная подготовка ко всем испытательным полётам с тщательной проработкой задания и методичная последовательность в проникновении в неизведанное, дававшие твёрдое основание в имевшуюся у Валентина Петровича уверенность в благополучный исход полёта при любом, даже весьма драматическом, развитии событий в воздухе. Своё кредо на эти случаи он сам формулировал так: "В каждом происшествии у меня возникал резонный вопрос: "Если самолёт хоть как-то летит, то почему бы его не посадить?"" Имея уже несколько безмоторных посадок на истребителях с поршневым двигателем, В.П.Васин при возникновении отказа двигателя в воздухе выполнил вынужденную безмоторную посадку на аэродром и на реактивном самолёте. Это была одна из трёх имевших место в отечественной авиационной промышленности благополучных посадок без двигателя на аэродром (кроме В.П.Васина, это выполнили В.С.Ильюшин на Су-7 и Ю.А.Гарнаев на Су-11). После этого был поставлен вопрос о возможности обобщения и распространения опыта бездвигательных посадок на самолётах-истребителях с реактивными двигателями, выдаче рекомендаций по производству таких посадок для строевых лётчиков. Исследование данной проблемы в ЛИИ было поручено лётчику-испытателю В.П.Васину как имеющему соответствующий опыт и ведущему инженеру В.П.Смирнову. В процессе лётных исследований на самолётах Су-7, Су-9 и МиГ-21 были определены лётные характеристики самолётов на снижении без двигателей и выполнено несколько десятков посадок на этих самолётах с остановленным двигателем из разных точек маршрута с высот от 2000 до 17000 м при удалении до 100 км от аэродрома. В результате проведенной работы была разработана методика выполнения расчёта и посадки с остановленным двигателем для этих самолётов, вошедшая после проверки лётчиками ГНИКИ ВВС в руководства по лётной эксплуатации указанных типов. Кроме того, учитывая важность данного вопроса, по просьбе маршала авиации Е.Я.Савицкого в ЛИИ был проведен семинар для руководящего лётно-технического состава авиации ПВО (около 300 человек). На семинаре были прочитаны лекции с демонстрацией результатов проведенных лётных исследований, а также лётная демонстрация. Валентин Петрович продемонстрировал несколько посадок с выключенным двигателем, выполняя расчёт на посадку с высот 2, 8 и 10 тысяч метров. Синхронно с демонстрационным полётом лётчик-испытатель С.Н.Анохин по громкоговорителю комментировал для участников семинара действия лётчика и приёмы пилотирования. В заключение с десятью командирами эскадрилий были выполнены ознакомительные полёты на останов и запуск двигателя в воздухе и расчёт на посадку без двигателя. В семидесятые годы ХХ века Валентин Петрович Васин, будучи Начальником Лётно-Испытательного Центра ЛИИ, совместно с Николаем Владимировичем Адамовичем-Иодко был инициатором создания Лётно-тактического сектора - научного подразделения, в котором летчики помимо своей основной лётной деятельности по мере возможности занимались проектно-исследовательской работой. Направленность этой деятельности была вполне определенной: помогать конструкторам и исследователям в создании кабин самолетов на всех этапах проектирования. |
Начальником ЛИЦ Валентин Петрович Васин был дважды: в период с 1973 по 1982 и с 1991 по 1995 г. Будучи на должности Начальника ЛИЦ он проявил себя настоящим Командиром, умеющим принимать правильные решения в сложных производственных ситуациях. Независимо от занимаемой должности Валентин Петрович являлся настоящим Наставником и старшим Товарищем, помог многим реализовать себя на лётно-испытательной работе. У него всегда было чему поучиться более молодым лётчикам-испытателям. Да и опытные лётчики-испытатели прислушивались к его мнению. Валентин Петрович Васин принимал участие в создании целого ряда фильмов студии Крылья России, где рассказывал о лётно-испытательной работе и своих товарищах. Также он участвовал в написании книги "Лётные исследования и испытания", посвящённой 50-летию Лётно-исследовательского института. Является также одним из авторов книги "Лётчики-испытатели ЛИИ", был членом редколлегии журнала "Самолёты Мира". |
|
|
|
|
|