На взлётную

Ретро

САМОЛЕТЫ-АМФИБИИ В.Б.ШАВРОВА

Ш-1 и Ш-2

Инженер конструкторского бюро, разрабатывавшего военные гидросамолеты, В.Шавров, в 1927 году задумал создать легкий самолет-амфибию, который можно было бы использовать в качестве спортивного и для первоначального обучения летчиков морской авиации, а в перспективе и на местных линиях во всех регионах страны, особенно в районах, изобилующих озерами и реками. Проектирование машины, не имевшей в те годы аналогов в отечественном самолетостроении, заняло больше года. Преодолеть трудности помог опыт, приобретенный в профессиональном ОКБ. Проект был одобрен, а патриотическое общество Осоавиахим обеспечило материальную поддержку при его реализации.

Весной 1928 года В.Шавров и его помощники инженер того же ОКБ В.Корвин и механик Н.Фунтиков начали строить самолет. Производственными “цехами” стала обычная ленинградская квартира. В ней энтузиасты за 13 месяцев изготовили все части самолета. Сборка самолета производилась на одном из ленинградских аэродромов. К удивлению всех знакомых авиаторов машина получилась. После небольших доделок летчик Б.Глаголев испытал её вначале как летающую лодку, а в августе 1929 года после установки колесного шасси и хвостового костыля и как амфибию.

На государственные испытания в Москву отправили машину, получившую обозначение Ш-1, оснащенную двигателем “Вальтер” мощностью 85 л.с. Государственные испытания подтвердили перспективность конструкции амфибии. Было принято решение испытанный самолет Ш-1 передать ленинградской организации Осоавиахима для учебных и демонстрационных полетов, а на его базе сделать увеличенный вариант машины под отечественный мотор М-11 мощностью 100 л.с.

Самолет, получивший обозначение Ш-2, был построен на заводе “Красный летчик”.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ АМФИБИЙ Ш-1 и Ш-2

Тип самолета

Ш-1

Ш-2

Размах крыла, м

10.7

13.0

Площадь крыла, м2.

20.28

21.75

Длина самолета, м

7.72

8.2

Мощность двигателя, л.с.

85

100

Вес пустого, кг

535

660

Полезная нагрузка, кг

255

277

Скорость у земли, км/ч

126

139

Скорость посадочная, км/ч

65

60

Практический потолок, м

2470

3850

Разбег/пробег, м

200/100

100/100

Дальность полета, км

400

450

Продолжительность полета, ч

3.5

4 - 11

 

14 ноября 1930 г. летчик Б.Глаголев с конструктором на борту выполнили первый полет с посадкой на воду. При посадке произошло разрушение приставного редана, но самолет сохранил плавучесть благодаря нижним крыльям с их поплавками остойчивости.

В серийном производстве редан самолета выполнялся несъемным, как предполагалось в первоначальном проекте на Ш-1. Серийный выпуск первой советской амфибии начался в апреле 1932 г. Было построено несколько сотен самолетов заводами авиапромышленности и Аэрофлота. Самолет был надежен, неприхотлив в эксплуатации и широко использовался на авиалиниях Севера, Сибири, Карелии, Дальнего Востока для поиска рыбных косяков, связи, ледовой разведки, в санитарной авиации.

 

Яндекс цитирования АвиаТОП Экстремальный портал VVV.RU

Rambler's Top100

Чертежи самолёта Ш-2

Внимание! Представленный здесь чертёж
не предназначен для того, чтобы по нему строить самолёт.
Он предназначен только для того, чтобы дать о самолёте представление.


Полноразмерный вариант чертежа здесь



Сайт создан в системе uCoz