На взлётную |
Ретро |
|
САМОЛЕТЫ-АМФИБИИ В.Б.ШАВРОВАШ-1 и Ш-2Инженер конструкторского бюро, разрабатывавшего военные гидросамолеты, В.Шавров, в 1927 году задумал создать легкий самолет-амфибию, который можно было бы использовать в качестве спортивного и для первоначального обучения летчиков морской авиации, а в перспективе и на местных линиях во всех регионах страны, особенно в районах, изобилующих озерами и реками. Проектирование машины, не имевшей в те годы аналогов в отечественном самолетостроении, заняло больше года. Преодолеть трудности помог опыт, приобретенный в профессиональном ОКБ. Проект был одобрен, а патриотическое общество Осоавиахим обеспечило материальную поддержку при его реализации. Весной 1928 года В.Шавров и его помощники инженер того же ОКБ В.Корвин и механик Н.Фунтиков начали строить самолет. Производственными “цехами” стала обычная ленинградская квартира. В ней энтузиасты за 13 месяцев изготовили все части самолета. Сборка самолета производилась на одном из ленинградских аэродромов. К удивлению всех знакомых авиаторов машина получилась. После небольших доделок летчик Б.Глаголев испытал её вначале как летающую лодку, а в августе 1929 года после установки колесного шасси и хвостового костыля и как амфибию. На государственные испытания в Москву отправили машину, получившую обозначение Ш-1, оснащенную двигателем “Вальтер” мощностью 85 л.с. Государственные испытания подтвердили перспективность конструкции амфибии. Было принято решение испытанный самолет Ш-1 передать ленинградской организации Осоавиахима для учебных и демонстрационных полетов, а на его базе сделать увеличенный вариант машины под отечественный мотор М-11 мощностью 100 л.с. Самолет, получивший обозначение Ш-2, был построен на заводе “Красный летчик”. |
ХАРАКТЕРИСТИКИ АМФИБИЙ Ш-1 и Ш-2 |
||
Тип самолета |
Ш-1 |
Ш-2 |
Размах крыла, м |
10.7 |
13.0 |
Площадь крыла, м2. |
20.28 |
21.75 |
Длина самолета, м |
7.72 |
8.2 |
Мощность двигателя, л.с. |
85 |
100 |
Вес пустого, кг |
535 |
660 |
Полезная нагрузка, кг |
255 |
277 |
Скорость у земли, км/ч |
126 |
139 |
Скорость посадочная, км/ч |
65 |
60 |
Практический потолок, м |
2470 |
3850 |
Разбег/пробег, м |
200/100 |
100/100 |
Дальность полета, км |
400 |
450 |
Продолжительность полета, ч |
3.5 |
4 - 11 |
14 ноября 1930 г. летчик Б.Глаголев с конструктором на борту выполнили первый полет с посадкой на воду. При посадке произошло разрушение приставного редана, но самолет сохранил плавучесть благодаря нижним крыльям с их поплавками остойчивости. В серийном производстве редан самолета выполнялся несъемным, как предполагалось в первоначальном проекте на Ш-1. Серийный выпуск первой советской амфибии начался в апреле 1932 г. Было построено несколько сотен самолетов заводами авиапромышленности и Аэрофлота. Самолет был надежен, неприхотлив в эксплуатации и широко использовался на авиалиниях Севера, Сибири, Карелии, Дальнего Востока для поиска рыбных косяков, связи, ледовой разведки, в санитарной авиации. |
|
Полноразмерный вариант чертежа здесь