На взлётную
Авиапром
Учебные самолёты
Обсуждение требований

Требования к самолёту первоначального обучения

(конкурсные требования МАП СССР 1988 г.)

(опубликованы в журнале "Крылья Родины" №4 1988 г.)

  1. Самолёт предназначен для первоначального обучения и тренировки лётчиков-спортсменов и любителей в авиаспортклубах ДОСААФ, а также в самодеятельных авиационно-технических клубах. Самолёт должен быть прост и безопасен в пилотировании, обеспечить простоту и удобство обслуживания с минимальной затратой времени на его подготовку при использовании минимума общедоступных аэродромных средств. При этом прямые эксплуатационные расходы должны быть в 3 - 5 раз меньше, чем у самолёта Як-52.
  2. Лётно-технические характеристики самолёта должны обеспечивать подготовку лётчиков к полётам на всех типах самолётов любительской постройки, включая ультралёгкие. Кроме того, самолёт должен обеспечивать подготовку лётчиков к дальнейшему обучению на самолётах Як-52 и Л-39.
  3. Самолёт должен иметь: скорость сваливания до 80 км/ч; скороподъёмность у земли не менее 2,5 м/с; практический потолок не менее 3000 м; нормальную продолжительность полёта 1,5 - 2 часа; перегоночную дальность полёта не менее 400 км; длину разбега и пробега до 150 м.
  4. Самолёт должен обеспечивать выполнение фигур пилотажа, включая петли Нестерова, бочки, перевороты, штопор. При этом потеря высоты за один виток штопора не должна превышать 70 метров, вывод из штопора должен осуществляться за 1 - 2 секунды постановкой рулей в нейтральное положение. Режим сваливания должен предваряться предупредительной тряской ручки управления, сваливание должно быть плавным, развитие неконтролируемого движения крена недопустимо.
  5. Эксплуатация самолёта должна обеспечиваться днём в простых метеоусловиях; при температуре наружного воздуха от - 35°C до + 40°C; на грунтовых взлётно-посадочных площадках с условной прочностью грунта 4 - 5 кг/см2; при боковом ветре до 5 - 7 м/с и встречном до 15 м/с.
  6. Самолёт должен иметь двухместную закрытую кабину со спаренным управлением, оборудованную системой отопления и эффективной вентиляцией. Компоновка самолёта, конструкция кабины и фонаря кабины должны обеспечивать безопасное аварийное покидание самолёта на земле и в воздухе. Кресла лётчиков должны обеспечивать размещение спасательного парашюта и иметь стандартную привязную систему типа использованной на спортивно-пилотажных самолётах Як-55 или Су-26. Педали управления должны иметь регулировку под рост лётчика.
  7. Самолёт должен иметь запас продольной устойчивости не менее 5% средней аэродинамической хорды, "разбег центровки" при изменении вариантов загрузки экипажа не должен превышать 2 - 3% средней аэродинамической хорды.
  8. Прочность конструкции самолёта должна обеспечивать полёты с нормальными эксплуатационными перегрузками от + 6 до - 3. Назначенный ресурс самолёта должен составлять: по налёту не менее 2000 лётных часов; по срокам эксплуатации не менее 10 календарных лет.
  9. В конструкции самолёта не должны использоваться дефицитные и дорогостоящие материалы. Необходимо предусмотреть возможность изготовления самолёта как в условиях современного крупносерийного производства, так и в условиях мастерской любителя по готовой авторской документации.
  10. На самолёте устанавливается поршневой двигатель с моноблочным деревянным воздушным винтом фиксированного шага. На демонстрационном лётном образце возможно использование импортных, а также автомобильных двигателей. Самолёт имеет автономную систему запуска на земле, в полёте двигатель должен надёжно запускаться. Топливная и масляная системы самолёта при любом запасе топлива, превышающем резервный остаток, должны обеспечивать устойчивую работу двигателя, в том числе при отрицательных перегрузках.
  11. Пилотажно-навигационное оборудование должно иметь: указатель скорости, вариометр, высотомер, магнитный компас, часы, указатель скольжения, акселерометр.
    Для контроля работы двигателя устанавливаются: тахометр, указатель температуры головки цилиндра, индикатор температуры и давления масла, топливомер.
    На самолёте должна быть связная УКВ-радиостанция и самолётное переговорное устройство (при необходимости).
  12. Самолёт должен иметь шасси с тормозными колёсами, обеспечивающее возможность вынужденной посадки на неподготовленную площадку без капотирования. Желательно предусмотреть возможность использования самолёта в качестве буксировщика планеров.
  13. проект, представляемый на конкурс, должен включать: чертёж общего вида и основных размеров самолёта; компоновочный чертёж (желательно в виде плакатов); конструктивно-силовые схемы и расчёт прочности основных агрегатов; весовую сводку и расчёт центровки самолёта; таблицу основных лётно-технических характеристик (скорость, дальность и продолжительность полёта, разбег, пробег и т.д.); оценку стоимости самолёта и расходов на его эксплуцатацию (по любой методике); анкетные данные по составу участников разработки проекта со степенью участия каждого; краткую характеристику производственной базы, на которой предполагается реализовать проект; перечень материалов и готовых изделий, используемых в конструкции самолёта.


ПРОМЫШЛЕННАЯ БАННЕРНАЯ СЕТЬ


АвиаТОП Яндекс цитирования Экстремальный портал VVV.RU

Rambler's Top100



ПРОМЫШЛЕННАЯ БАННЕРНАЯ СЕТЬ
Сайт создан в системе uCoz