На взлётную |
Классификация авиатехники |
|
Авиагоризонт - гироскопический прибор для измерения и индикации экипажу углов крена и тангажа, соответствующих положению летательного аппарата относительно горизонтальной плоскости. Различают автономные и дистанционные авиагоризонты. В автономном авиагоризонте гироскопический датчик вертикали и индикатор горизонта выполнены единым агрегатом. В дистанционном авиагоризонте гироскопический датчик вертикали и индикатор горизонта выполнены в виде отдельных агрегатов. При этом один датчик может обслуживать несколько индикаторов. Применение дистанционного авиагоризонта позволяет расположить датчик вертикали максимально близко к центру тяжести летательного аппарата, что позволяет уменьшить погрешности прибора. Применяемые в настоящее время в отечественном самолётостроении авиагоризонты имеют большой вес и габариты, не выдерживают требуемый уровень нагрузок при выполнении фигур сложного и высшего пилотажа. Существующие образцы авиагоризонтов не могут быть использованы на спортивно-пилотажных самолётах. В частности, на одном из самых массовых учебно-тренировочных самолётов Як-52 стоит авиагоризонт АГИ-1К.Конструктивное исполнение АГИ-1К не позволяет выполнять пилотаж в полном объёме, а индикация этого авиагоризонта не обеспечивает лётчика необходимой информацией о положении самолёта в пространстве, что приводит к неправильному восприятию показаний авиагоризонта, и как следствие к неправильным действиям лётчика. Проблемы с АГИ были замечены довольно давно. Ещё в середине 50-х годов замечено было, что он оказался выбиваемым и не держит тех режимов, которые требуются.Это, в первую очередь, связано с конструктивной реализацией этих приборов. Для спортивно-пилотажных самолётов авиагоризонт необходимо разработать специально адаптированный к таким самолётам по массе и выдерживаемым нагрузкам. Для обеспечения невыбиваемости авиагоризонтов разработчикам пилотажно-навигационного оборудования необходимо искать новые конструктивные решения, позволяющие уменьшить вес и габариты этого прибора. Проведение лётных испытаний авиагоризонтов в широком диапазоне фигур пилотажа на различных угловых скоростях и на штопор позволит обеспечить невыбиваемость прибора. При этом, если авиагоризонт планируется эксплуатировать на неманевренном летательном аппарате, проверяться он должен на сложный пилотаж, сваливание и штопор, а уж если данный прибор устанавливается на маневренный и сверхманевренный летательный аппарат, то проверяться он должен на таких сочетаниях параметров полёта, на которых может быть даже и эксплуатироваться не будет. Авиагоризонт - необходимый лётчику прибор для контроля положения в пространстве при выводе самолёта из сложного положения, при выполнении фигур пилотажа, а также при выполнении полётов по маршруту днём и ночью. Поэтому, выбор наиболее наглядного способа индикации пространственного положения на авиагоризонте, обеспечивающего эффективность действий при выводе самолёта из сложного положения в облаках и при выполнении пилотажа и в настоящее время является достаточно актуальной проблемой. По принципу индикации крена различают авиагоризонты " вид с земли на воздушное судно (ВсЗ) " и "вид с воздушного судна на землю (ВсВС)". Авиагоризонты ВсЗ и ВсВС отличаются подвижностью основных элементов лицевой части силуэта ВС и изображения неба-земли и разделяющей их линии искусственного горизонта. В АГ ВсВС подвижным относительно пилота, находящегося на своём рабочем месте в кабине ВС, является изображение неба-земли и линия искусственного горизонта. В АГ ВсЗ подвижным является силуэт ВС. Различают авиагоризонты, работающие в ограниченном и в неограниченном диапазоне углов тангажа и крена. По принятой терминологии они именуются соответственно выбиваемыми и невыбиваемыми, однако нам такое определение представляется не вполне точным, поскольку авиагоризонты, работающие в неограниченном диапазоне углов тангажа и крена, могут быть выбиты при превышении определённых значений угловых скоростей ЛА или их сочетаний. |
|