Квалификация пилотов

Взлётная полоса
Требования к пилотам Требования к штурманам Требования к бортинженерам Требования к бортмеханикам Требования к бортрадистам
Авиафорум Снаряжение Техника Авиарынок Авиасалон

Требования к квалификации специалистов ГА изложены в Положении о классификации специалистов гражданской авиации (Приложение №2 к Сборнику "Безопасность полётов, сертификация и лицензирование", 1998 г.)

 

ГЛАВА 5 КЛАССИФИКАЦИЯ ПИЛОТОВ

5.1.1 Общие требования к кандидату на получение свидетельства пилота-любителя

    5.1.1.1 Свидетельство пилота-любителя может быть выдано лицам, закончившим полный курс обучения в сертифицированных государственным полномочным органом гражданской авиации:
  • лётных учебных заведениях по специальности "лётная эксплуатация летательных аппаратов" (специализация "пилот") и "эксплуатация воздушного транспорта и УВД" (специализация "инженер-пилот") или
  • авиационных учебных центрах по подготовке пилотов.

5.1.1.2 Лицам, закончившим авиационное учебное заведение иного, чем гражданская авиация, ведомства, для получения свидетельства пилота-любителя необходимо пройти подготовку по утверждённым для этой цели государственным полномочным органом гражданской авиации программам на курсах переподготовки или повышения квалификации в сертифицированном этим органом авиационном учебном центре.

Свидетельство пилота-любителя может быть выдано лицам, прошедшим указанную выше подготовку, и имеющим налёт не менее 42 часов под руководством пилота-инструктора, имеющего сертификат (квалификационную отметку в свидетельстве) на право первоначальной учебно-лётной подготовки, выданный государственным уполномоченным органом или организацией, им уполномоченной.

Лётная подготовка кандидата на получение квалификации пилота-любителя должна соответствовать утверждённому государственным полномочным органом курсу учебно-лётной подготовки и включать не менее 5 часов полётов по маршруту и 10 часов самостоятельного налёта.

    5.1.1.3 Кандидат на получение квалификации пилота-любителя должен обладать умением:
  • планировать полёт;
  • производить предполётную подготовку, включая расчёты, осмотр ВС, подготовку к использованию в полёте приборов и оборудования (бортовых комплексов);
  • выполнять запуск силовых и вспомогательных установок;
  • выполнять руление, передвижение по аэродрому (буксировку) ВС;
  • осуществлять управление ВС с использованием внешних визуальных ориентиров;
  • выполнять взлёт и посадку (при различных составляющих ветра) в пределах ограничений ВС данного типа;
  • выполнять основные манёвры и выход из необычных угловых положений при помощи основных и дублирующих пилотажных приборов;
  • выполнять полёт по маршруту с использованием визуальных ориентиров и радионавигационных средств;
  • действовать в особых и аварийных условиях;
  • выполнять уход на второй круг при прерванном заходе на посадку;
  • выполнять правила воздушного движения, радиотелефонной связи и фразеологии;
  • выполнять полёт на минимально допустимых воздушных скоростях. Предотвращать штопор, распознавать начальное и развивающееся сваливание и выходить из него (для самолёта). Предотвращать попадание в вихревое кольцо и выходить из него (для вертолёта);
  • выполнять полёты на максимально допустимых воздушных скоростях;
  • осуществлять взлёты с коротким разбегом (с укороченной ВПП с учётом высоты пролёта препятствий - для самолёта), посадки на аэродромы ограниченных размеров, в том числе в условиях предельных метеоминимумов;
  • осуществлять взлёт и посадку по-вертолётному и по-самолётному (для вертолётов).

5.2.Свидетельства пилотов коммерческой авиации

    5.2.1 Свидетельство пилота коммерческой авиации может быть выдано:
  • лицам, окончившим полный курс обучения в сертифицированных государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении по специальности "летная эксплуатация летательных аппаратов" (специализация "пилот");
  • пилотам, окончившим полный курс летного учебного заведения другого ведомства, прошедшим переподготовку или повышение квалификации в сертифицированном государственном полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении или авиационном учебном центре;
  • пилотам-любителям, прошедшим переподготовку или повышение квалификации в сертифицированном государственным полномочным органом гражданской авиации летной учебном заведении или авиационном учебном центре и отвечающим установленным требованиям по налету.

5.2.2 Свидетельство пилота коммерческой авиации выдается лицам, подготовленным для полетов на воздушных судах, принятых на эксплуатацию в гражданскую авиацию для коммерческих или учебных целей.

    5.2.3 Кандидат на присвоение третьего класса пилота коммерческой авиации должен иметь:
  • 5.2.3.1 налет в соответствии с курсом учебно-летной подготовки летного учебного заведения, сертифицированного государственным полномочным органом ГА для подготовки по специальности "лётная эксплуатация летательных аппаратов" (специализация "пилот") и "эксплуатация воздушного транспорта и УВД" (специализация "инженер-пилот"); или
  • 5.2.3.2 налет 200 часов - в том числе:
    • 100 часов самостоятельного налета (из них по маршруту - 20 часов);
    • 20 часов по приборам;
    • 10 часов ночью - для лиц, являющихся обладателями свидетельства пилота-любителя;
  • 5.2.3.3 налет в соответствии с программами летного учебного заведения другого ведомства, но не менее 150 часов, а также переподготовку или повышение квалификации в сертифицированном государственным полномочным органом ГА учебном заведении (авиационном учебном центре).

Второй класс пилота коммерческой авиации присваивается пилотам коммерческой авиации, имеющим общий налет не менее 1500 часов, из них 50 часов ночью, в том числе самостоятельный налет не менее 1000 часов.

Кандидаты на присвоение квалификации пилота коммерческой авиации 2 класса, должны иметь оценки "отлично" по НПП ГА, РЛЭ ВС и не ниже "хорошо" по остальным дисциплинам, по которым сдаются экзамены на присвоение класса, по летной подготовленности должны иметь оценку не ниже "хорошо".

    Первый класс пилота коммерческой авиации присваивается:
  • пилотам коммерческой авиации, имеющим общий налет не менее 4000 ч., из них 100 ч. ночью, самостоятельный налет не менее 2000 ч., или
  • общий налет - 3000 ч., из них 100 ч. ночью, самостоятельный налет не менее 2500 часов, налет в качестве КВС(пилота)-инструктора 1500 часов.

Кандидаты на присвоение классификации пилота коммерческой авиации 1 класса должны иметь положительную аттестацию и отличные оценки по технике пилотирования и самолётовождению, РЛЭ ВС, НПП ГА, практической аэродинамике, а по остальным экзаменационным дисциплинам - не ниже "хорошо". Также для присвоения 1 класса необходимо иметь допуск к полётам по предельному производственному метеоминимуму для той местности, где кандидат на присвоение класса выполняет лётную работу.

5.3. Свидетельства линейных пилотов

5.3.1. Кандидат на получение свидетельства линейного пилота должен иметь возраст не моложе 21 года.

    5.3.2. Свидетельство линейного пилота присваивается лицам:
  • 5.3.2.1. закончившим полный курс обучения в сертифицированных государственным полномочным органом летных учебных заведениях по специальности "летная эксплуатация летательных аппаратов" ("летная эксплуатация ВС" по ранее действовавшему классификатору)" и "эксплуатация воздушного транспорта и управление воздушным движением" или "эксплуатация воздушного транспорта" - по ранее действовавшему классификатору (специализация "пилот", "инженер-пилот") или имеющим диплом об окончании летного учебного заведения другого ведомства и переподготовку (повышение квалификации) для полетов в гражданской авиации;
  • 5.3.2.2. прошедшим подготовку и проверку техники пилотирования на многодвигательном самолете или вертолете, для эксплуатации которых Руководством по летной эксплуатации предусмотрен экипаж из двух пилотов;
    5.3.3.Третий класс линейного пилота присваивается:
  • 5.3.3.1. выпускникам высших летных училищ, имеющим налет в соответствии с курсом учебно-летной подготовки на воздушном судне, отвечающим требованиям п.5.3.2.2. настоящего Положения;
  • 5.3.3.2. пилотам коммерческой авиации, окончившим в процессе летной работы высшее учебное заведение по специальностям, связанным с эксплуатацией воздушного транспорта, управлением воздушным движением, авиационной и ракетно-космической техникой, техническими науками (авиа- и ракетостроение, эксплуатация авиационной и космической техники, радиотехника), а также по авиационным специальностям по электротехнике, приборостроению, электронной технике, автоматике и управлению, вычислительной технике и автоматизированным системам, радиотехнике связи, прошедшим переподготовку на воздушном судне, отвечающим требованиям п.5.3.2.2 настоящего Положения;
  • 5.3.3.3 пилотам, отвечающим требованиям п. 5.3.2.1 настоящего Положения и имеющим общий налет не менее 1500 ч., в том числе - 250 ч. самостоятельного налета, 20 часов по приборам, 10 часов ночью, прошедшим полный курс переподготовки на воздушное судно, отвечающее требованиям п.5.3.2.2. настоящего Положения.
    5.3.4. Второй класс линейного пилота присваивается:
  • 5.3.4.1. пилотам воздушных судов, отвечающим требованиям п. 5.3.2.1. настоящего Положения, имеющим общий налет не менее 1500 часов, в том числе налет на воздушном судне, соответствующем требованиям п. 5.3.2.2 не менее 1000 часов, самостоятельный налет не менее 250 часов.
  • 5.3.4.2. кандидаты, представляемые к присвоению квалификации 2-го класса линейного пилота, должны иметь оценки "пять" по НПП ГА и РЛЭ ВС, а по остальным дисциплинам, указанным в прил. 1 к настоящему Положению, оценки не ниже "четыре", по летной подготовленности (техника пилотирования и самолетовождение) кандидаты должны иметь оценки не ниже "четыре".

5.3.5. Первый класс линейного пилота присваивается:

5.3.5.1. пилотам многодвигательных самолетов, имеющим:

5.3.5.1.1.общий налет 4000 часов; из них:

  • самостоятельный налет на указанных в настоящем пункте самолетах не менее 1000 часов или общий самостоятельный налет не менее 1500 часов, из которых 500 часов - на многодвигательных самолетах. Применение пункта 4.2.13 настоящего Положения допускается только для налета свыше 500 часов на многодвигательных самолетах;
  • налет ночью не менее 500 часов, из которых 200 часов не подлежат компенсации в соответствии c п. 4.2.13 настоящего Положения;
4.2.13. Пилоты коммерческой авиации и линейные пилоты вертолетов, представляемые на повышение в классе, не имеющие требуемого налета ночью, должны иметь самостоятельный безаварийный налет соответственно на 500 ч. больше.

Линейным пилотам, представляемым на повышение в классе, недостающий до требуемого налет ночью может быть компенсирован общим налетом днем вдвое превышающим недостающий налет ночью. В этих случаях наличие общего налета ночью должно быть не менее 200 ч., в т.ч. на эксплуатируемом типе ВС не менее 100 ч.

Кандидатам на повышение в классе, налет в качестве второго пилота без права выполнения взлета и посадки или стажера (по другим специализациям) засчитывается в общий налет, требуемый для повышения в классе, с коэффициентом 0,5, а налет в качестве второго пилота с правом взлета и посадки в общий налет засчитывается полностью и может быть засчитан в качестве самостоятельного налета, требуемого для повышения в классе, с коэффициентом 0,5, если в требованиях по конкретному классу не предусмотрено ограничение по применению настоящего правила.

допуск к полетам по метеоминимуму 1-й категории или предельному метеоминимуму для некатегорированных ВС в качестве КВС многодвигательного самолета или налет в качестве второго пилота самолета 2 - 1 класса не менее 500 часов.

    5.3.5.2. пилотам вертолетов, допущенным к полетам по правилам полетов по приборам и имеющим:
  • общий налет не менее 3000 ч. из них: 50 ч. ночью, которые не могут быть компенсированы налетом днем в соответствии с п. 4.2.13 настоящего Положения;
  • самостоятельный налет на вертолетах не менее 1500 ч. из которых 1000 часов не могут быть компенсированы в соответствии с п. 4.2.13 настоящего Положения;
  • допущенных к производственным полетам по предельному метеоминимуму погоды для той местности, где базируется авиакомпания.

5.3.5.3. кандидаты, представляемые к присвоению квалификации 1 класса линейного пилота , должны иметь положительную аттестацию, квалификационную отметку о допуске к полетам по ППП и оценки "пять" по технике пилотирования и самолетовождению, НПП ГА, РЛЭ ВС и практической аэродинамике, а по остальным дисциплинам, указанным в приложении 1 к настоящему Положению, оценки не ниже "четыре".

    5.4. При повышении в классе пилоты сдают экзамены:
  • в ВКК ФАС России - по дисциплинам 1 - 5;
  • в РКК (рабочей группе РКК, МКК) - по дисциплинам 1 - 12
  • ;
  • в ВКК ФАС России без прохождения проверки знаний в РКК (МКК) - по дисциплинам 1-12, указанным в прил. 1 к настоящему Положению.

При продлении срока действия свидетельств пилоты сдают экзамены по дисциплинам 1-8, указанным в прил. 1 к настоящему Положению.

Пилоты, имеющие допуск к международным полетам, ежегодно, при продлении срока действия свидетельства обязаны подтверждать знания фразеологии радиообмена на английском языке и правил международных полетов и правил полётов в воздушном пространстве MNPS Северной Атлантики.

5.5. Права обладателей свидетельств пилота

5.5.1. Обладателю действующего свидетельства пилота-любителя при наличии соответствующей подготовки и установленных квалификационных отметок дается право выполнять функции командира или второго пилота любого воздушного судна без права выполнения летной работы по найму и выполнения полетов с целью получения доходов, за исключением типов воздушных судов, в отношении которых Государственным полномочным органом временно или на постоянной основе введены ограничения по их использованию в любительских целях.

5.5.2. Обладателю действующего свидетельства пилота коммерческой авиации предоставляются все права обладателя свидетельства пилота-любителя, изложенные в п. 5.5.1 настоящего Положения, а также:

5.5.2.2. Пилотам коммерческой авиации 2 и 1 класса при наличии соответствующей подготовки и квалификационных отметок предоставляются права, изложенные в п.п.5.5.2.1, а также право выполнения функций командира ВС на любом воздушном судне при полетах, не связанных с коммерческими воздушными перевозками, а также при выполнении коммерческих воздушных перевозок на любых воздушных судах, не сертифицированных для полетов по приборам.

5.5.3.Права обладателей свидетельств линейного пилота

5.5.3.1. Обладателю действующего свидетельства линейного пилота 3 класса предоставляются все права пилота любителя и пилота коммерческой авиации, а также право выполнения коммерческих полетов в качестве командира воздушного судна на многодвигательных самолетах 4 - 3 классов, вертолетах 4 - 2 классов на внутренних воздушных линиях или второго пилота любого самолета (или вертолета - в соответствии с полученной подготовкой и квалификационной отметкой) на внутренних и международных воздушных линиях.

5.5.3.2. Линейным пилотам 2 и 1 класса, имеющим соответствующую подготовку и квалификационные отметки в свидетельстве, предоставляется право выполнения функций командира воздушного судна на любом воздушном судне (самолете или вертолете, в зависимости от подготовки и квалификационной отметки) со взлетной массой не более 200 тонн или пассажировместимостью не более 200 человек для самолетов и со взлетной массой не более 10 тонн для вертолетов. На самолетах, имеющих взлетную массу более 200 тонн или пассажировместимость более 200 пассажиров, а также вертолетах со взлетной массой более 40 тонн функции командира ВС должен выполнять линейный пилот 1 класса.

5.5.4. При переподготовке пилота 1 класса с вертолета на самолет, с самолета на вертолет или с самолета 4 класса на самолет 2 - 1 класса до достижения им уровня квалификации, соответствующего 1 классу, ему должно быть выдано свидетельство пилота 2 класса. Действие свидетельства 1 класса, если пилот не продолжает выполнять полеты на ранее освоенных ВС, приостанавливается и возобновляется РКК при достижении уровня квалификации на вновь освоенном воздушном судне, соответствующего 1 классу. При полетах на нескольких ВС пилот реализует права, предоставленные ему свидетельствами 1 и 2 класса в соответствии с квалификационными отметками в свидетельствах раздельно по каждому типу.

5.5.5. Государственный полномочный орган и эксплуатант могут временно или на все время эксплуатации вводить ограничения прав пилотов по классу для отдельных типов воздушных судов.

При внедрении в предприятия (авиакомпании) новых типов воздушных судов 1 класса на должности командиров ВС должны назначаться пилоты 1 класса с налетом в качестве командира ВС на самолетах 1 - 2 класса не менее 1000 ч. Действие этого требования может не применяться в отношении вторых пилотов этих ВС.

5.5.6. При отборе для переучивания на ВС более высокого класса рекомендуется руководствоваться оптимальным сочетанием перспективы использования пилота (возраст, как правило, не более 45 лет) и опыта (классность, налет, освоенный класс ВС) в пределах прав в соответствии с настоящим Положением.

Кандидатуры пилотов для переподготовки на другие типы ВС, имеющие возраст более 45 лет, должны согласовываться с РКК (ВКК - для предприятий, непосредственно контролируемых ФАС России).


АвиаТОП Яндекс цитирования Экстремальный портал VVV.RU

Сайт находится в каталоге Апорт
Rambler's Top100

Hosted by uCoz